Как пояснил судья-докладчик Сергей Маврин, заявители оспорили различные, но взаимосвязанные положения Жилищного кодекса, поэтому суд объединил их в одно производство. Первый аспект касается внесения взносов за капитальный ремонт в "общий котел", то есть на счет регионального оператора - фонда капитального ремонта. По мнению депутата Галины Хованской, жителям было дано слишком мало времени (два месяца) на принятие решения о перечислении средств - фонду или на собственный спецсчет, в то время как изменить его возможно только через два года. При этом были случаи
противодействия местных властей собраниям жильцов (Приморский край, Воронежская область), заинтересованных в создании нового финансового ресурса. "Мы не ставим вопрос о закрытии схемы общего котла, но волеизъявление нужно сделать более явным", пояснила Хованская.
По мнению адвоката одной из групп заявителей Сергея Попова, закон о капремонте нарушает несколько положений Конституции, в том числе право граждан на судебную защиту, поскольку не имеет прозрачного механизма возврата внесенных взносов.
Позиция второй группы депутатов опирается на нарушение принципа равенства перед законом, поскольку граждане теряют контроль над средствами, уплаченными в фонды, и сохраняют его при наличии спецсчета.
- Плата за капремонт на счет регионального оператора по сути является налогом, поскольку граждане не могут влиять на их расходование, в то время как Конституция обязывает граждан платить только установленные законом налоги, - считает депутат ГД Вадим Соловьев.
По мнению Соловьева, введением платы за капремонт государство пытается переложить на плечи граждан свои социальные обязательства. Статья 16 закона о приватизации сохраняет за бывшим наймодателем (государством) обязанность производить капитальный ремонт в соответствии с нормативами, если на момент приватизации дом требовал такого вида работ. Официальных цифр, сколько таких домов есть и сколько отремонтировано, Госдуме получить не удалось.
Возражения представителей исполнительной и законодательной власти на эти жалобы содержат убедительные аргументы по всем позициям. Представитель Госдумы Дмитрий Вяткин считает, что плату за капремонт нельзя относить к налогам, поскольку эти суммы не поступают в бюджет. Скорее, их можно сравнивать со взносами в Пенсионный фонд или Фонд ОМС, которые расходуют их в соответствии с целевым назначением. Представитель Совфеда Юрий Шарандин добавил, что срок выхода из фонда устанавливают регионы. К примеру, в Петербурге он составляет один год, в Кабардино-Балкарии и Бурятии - шесть месяцев, а в Москве всего три.
Полпред президента Михаил Кротов отметил, что однотипные дома одного года постройки в рамках одного муниципального образования целесообразнее и дешевле ремонтировать одновременно, однако не факт, что отдельные спецсчета смогут это обеспечить. Что касается использования "чужих денег", то в настоящее время в Госдуме находится законопроект, который даст регионам возможность устанавливать предельный срок возмещения средств, использованных региональными операторами капремонта на возвратной основе.
Напомним, что закон, предусматривающий создание региональных систем капремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет собственников, приняли в конце 2012 года. Работа первых региональных систем началась в 2014 году. Жители многоквартирных домов могут сами выбрать способ внесения платежей за капремонт - на специальный счет дома или на счет такого оператора.
Генпрокуратура поначалу согласилась с заявителями, но позже отозвала письмо о неконституционности платы за капремонт. Прокуратура считает необходимым более тщательно проработать вопрос соответствия Конституции положения о капитальном ремонте.
Никто не спорит, что система взносов, как любое новое дело, пока несовершенна. Она постепенно уточняется и дорабатывается. С 1 января 2016 года регионы получили право вводить льготу для одиноких пенсионеров старше 80 лет фактически в 100-процентном объеме уплаты. Одной из причин этого были факты типа судебного иска к 83-летней жительнице Чувашии Евгении Ерофеевой. Иском региональный Фонд капремонта попытался привлечь к ответственности за неуплату взносов пенсионерку. Первый зампред Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева и замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис заинтересовались ситуацией, и региональный оператор тут же согласился отозвать свой иск и снять все претензии к пожилой женщине. Оператор понял, что грубо нарушен закон. Ведь субъектам предоставлено право компенсировать расходы на уплату взносов на капремонт людям старше 80 лет. Субъекты сами определяют, кому предоставлять льготы. В Москве скидку в половину суммы получат инвалиды, многодетные семьи, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, почетные доноры, некоторые категории ветеранов и другие.
Столичные власти говорят, что московская программа по капитальному ремонту жилых домов рассчитана на 30 лет. Власти обещают в первую очередь заняться пятиэтажками и довоенными домами. Жителей аварийных домов и зданий, которые будут сносить, освободят от платы. Жильцы домов, которые будут ремонтировать в первую очередь, окажутся в выигрыше - работы оплатят за счет чужих взносов. Но многие эксперты задаются вопросом, хватит ли денег на дома в конце очереди.
Еще один непростой вопрос - фонды капстроительства - это НКО, но при этом они собирают обязательные взносы. А в законе о некоммерческих организациях сказано, что НКО формируется за счет добровольных пожертвований.