В соответствии с Народным Календарем с 13 на 14 января (по ныне действующему календарю) отмечается один из самых важных праздников славян — Зимний День Бога Перуна и Старый Новый Год. Согласно легендам и древним славянским Ведам, много тысячелетий назад именно в это время произошло знаменательное событие – освобождение Богом Перуном из Пекла наших Пращуров, которых обитатели пекельных миров завлекли туда силой и обманом. Светлый Бог-Воитель прошел в пекло темное сквозь Врата Междумирья и освободил наших Предков и многих других представителей мыслящих форм жизни, которых тоже завлекли в Пекло.
Но, маскируясь под них, сквозь Врата на Землю просочились и жители пекельных миров – всевозможная нежить и бесы. Когда был освобожден последний пленник, Перун завалил Врата Междумирья Кавказскими горами, а сам отправился уничтожать проникшую на Землю нечисть. В течение девяти дней он ходил вокруг Земли, уничтожая на своем пути всю нежить. Люди нарисовали этот Путь, и он стал символом, знаком, по которому люди ходят по снегу в Зимний День Перуна.
Путь Перуна
Этот знак выкладывали или чертили на снегу вокруг капищ и городищ. В память об описываемом событии каждому надлежало босиком по снегу пройти по этому знаку 9 раз.
Как оказалось, Перун сначала шел по Солнцу, с Востока на Запад, потом свернул на Север, затем отправился на Юг и снова на Восток.
Зимний День Перуна, как и любой славянский праздник, включает в себя множество обрядов, ритуалов, игр и других действий, которые передаются из поколения в поколение.
Празднество сопровождают молодецкие игры, бои, состязания в силе и ловкости. Завершается оно, опять же по традиции, совместной трапезой.
Упоминание об этом празднике сохранились и в Песнях Болгар Помаков изданных С. Верковичем в 1874 году под названием «Веда Славена». Смотрим ниже:
ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ, СУРОВ ДЕНЬ
В селе песнопевца, пятьдьсят лет тому назад, праздновали новый год (сейчас старый новый год, 13 января, или зимний день Перуна) когда пройдут уже и Маросные дни, одна девушка объявляла новый год, к чему приурочивала следующую песню:
Песня 1.
Воскликнула Перуница Юда самовила с горы Белой, такое слово : «Ой, царь , молодой государь, что сидишь ты у дома, во дворце и не веруешь, что надо собрать малых детей, и самому убраться и нарядиться. И пошли их в пещеру, куда сошел Сивый (Шива) Бог Перун (Сива-Шива это одно из имен Перуна). В руке его золотой посох, ударил он Черна Бога (и завалил врата междумирья ведущие в Пекло), и воспорхнул он на небеса. Сегодня Суров –день. Сидел Сива (Перун) в пещере малое время три недели, да больше уж он не сидит. В руке его золотой посох и седлал он борзого коня, да летуна, на главе его три птицы летучие, и сходил он на землю, да припускал борзого коня, и к дереву слетал, и подскочил к пристанищу, и входит в пещеру, да садится к огнищу, где готовят малы дети, к вечери и Будницу, да садился к трапезе, и протянул десную руку, откушал он Будницу, во дворце. Живы теперь будут малы дети до старости почтенной. А где не возьмет он десной рукой, и не вкусит Сурав Будник и то там во дворе черная година. Ты, царь ещё не слыхал что минула черна година и настала святая година. Не посылал ты на гору Белую, малых детей, чтоб нарубить белых ветвей, и развести ясен огонь по вечеру. Ещё заря не рассвела, ещё не вышло Солнышко, а уже угас ясень огонь. Разгневался тут Бог Перун, рассердился, три змии на его главе прожорливые, в десной руке остра сабля, сияющая, В шуйце – руке (левой) люта стрела пламенная, и пламя достигло до небес. На дворе его борзый конь летунец. Разгневался Сива Бог, но саблей не замахивал, пустил лютую стрелу на поле, и поле всё повыжглося, погорело не родит бела пшеница, не пасется стадо воловье и овечье, то поле запустело. Девчонки и малы дети плачут, кликают, тебя, царь, люто клянут, что не ждал ты Бога Перуна.
Девушка тем, что пела песню, оповещала село, и все узнавали от неё что началась уже новая година, а потому собирались старики с села и готовили необходимое для встречи новой годины; и перво наперво посылали одну девушку, чтоб прошла по селу и собрала других девушек, чтобы идти на гору, набрать дров для Будней вечери к новому году; с девушками уходили и юноши, они рубили дрова, а девушки собирали, и относили в село; девушка, когда встречала других девушек, пела следующую песню:
Песня 2.
Подружки, родные кумушки! Днесь ещё на утрени, когда ещё заря не рассвела, и Солнце не взошло, явилась Перуница Юда самовила, и воскликнула с горы, с Белой: «Минула Черна година!» и сходил тут Перун Бог, да садился в пещере. В руке его золотой посох, и ударил он Черна Бога и прогнал его. Потом воспорхнул на небеса, и теперь Белая година Щурава. И меня царь послал, чтоб вас взяла я за руки, и чтоб собрались во дворце млад удальцы, в руках их золотая секира так как вам идти на гору, рубить Белы ветви сухие и их девушкам собирать, и носить их прямо во дворец к царю чтоб развели ясен огонь, чтоб сготовить Щурав Будник и Будницу: ведь скоро придет Перун Бог, да сядет он к огнищу, к трапезе, к вечере, чтоб вечерять.
Как только слышали эту песню, собирались девушки и юноши во дворе старика старосты убравшись в лучшие одежды. Староста посылал их в горы нарубить дров, и наносить их для Буднаго вечера…
Потом старик староста встречал всех старцев села, давал им дров, которые принесли девушки и им заповедавал, когда зайдёт Солнце, чтобы развели огонь. У какого огнища сядет старец там не погаснет огонь. Девушки готовят вечерю, в которую входят печеные пресные белые пышки, куры и пироги; всё это называли одним именем «Щурав Будник». Когда уже сготовится Будник, ставили трапезу к огнищу и к трапезе никто не садился, пока не взайдёт заря, потому что верили, что с ней приходил Бог и подсаживался к огнищу и вечерял Будник. За трапезой следил старец пока не рассветёт. Девушки входили в горницу, где был Будник, и запевали следующую песню:
Песня 5.
Ой, царь, ты боярин, довольно ты сидел, ожидал, у огнища, да разводил ясён огонь, который не погас. На царя дрёма напала, как заснул он у огнища, тут сошел и Перун Бог, Он подул на ясен огонь и запалил ясну лучину, да садился к трапезе и вечерял ясну Будницу. Щураву, вечерял, навечерялся. Бел венок на его главе, белые цветы, да венок он оставил, тебе во дворце твоём. Живы будут малы дети до старости, почтения.
Да на поле, родится Бела пшеница, сойдет Витязь удалец, и вытащит золотой серп, и сожнёт он белую пшеницу. Садись, царь, к трапезе, да кликни млад воеводу, с удальцами, и их угощай – Запалят ясну лучину, ясен огонь в доме, да разложат ясен огонь, и к ним сойдет тут Перун Бог, да сядет у огнища, к трапезе, протянет десную руку, попробует Щурав Будник,и Будницу.
Как пропевали эту песню, старец садился к трапезе с женщинами, и приглашал кого-нибудь из соседей – и их угащал, когда сидели на трапезе, пели следующую песню:
Песня 6.
Ой, царь, ты боярин, садись за трапезу за Щурав Будник и Будницу. Да протянешь десную руку и поешь ты и попьёшь а ещё зови ты королей, да поновей, вечерять Щура Будника и Будницу. Как вас увидит Перун Бог, волоса его позолотятся Борода посеребрится. Сел он к трапезе и руку протянул вечерять ясну Будницу Щураву. Вечерял, навечерялся – да воспорхнул он на небеса, во садок. Ещё зима ведь снежная, а вверху цветы не никнули.
И в саду цветов он берет да венок вьёт, бел венок на его главе, и сходил он на землю, да ходил он из града в град, да по сёлам, в наш город ещё не дошел, и думает он, гадает, Дойти ли ему, не дойти? Накажет Бог ту супругу, что не в ладу осталась, и к трапезе не садилась, чтоб вечерять Щурав Будник да Будницу. Во дворец пришли воеводы, запалить ясну лучину, а она же на них рассердилась, да из дворца их выгнала. Да как же, царь, ты правишь? Бог ведь Бела венка не оставил ! Не будут жить малы дети, не доживут до старости.
Как пропели эту песню, старец вставал от трапезы, хватал одну из женщин и запирал её в одну из комнат, по причине того, что не впустила удальцов запалить лучину от огня; когда запирал её в наказание, девушки пели следующую песню:
Песня 7.
Ой, Перун Боже, разгневался, рассердился. Бог накажет царя любимую(жену), потому что пришли млад воеводы, запалить ясну лучину, ясен огонь, она же их повыгнала. С того он рассердился. Схватил её за руку, за воласы, и бросил её в темницу, на малое время, три недели, уж на исходе личень день Щурав –день. Довольно Боже, гневался! Тебе мольбою молимся: Когда ходил ты по земле, из града в град, да по сёлам, оставлял ты на трапезе, белый венок, Белы цветы , где Боже, венок ты оставил, там живы будут малы дети, до старости и почтения, а где венок не оставил там не будут жить малы дети, до старости. Теперь, Боже, дойди до нас, в наш город, да садись к трапезе, да сними ты белый венок, белы цветы, и Щура годину к нам пусти и живы будут малы дети, до старости. Явилися воеводы, с ясной лучиной да разажгут ясён огонь, зажигал его наш царь, и горел огонь не угасал.
Выходили три девушки, да ходили по селу и приглашали юношй к «Ясному огню», чтоб запалить лучину и развести занаво дома огонь, этот огонь считали святым; когда ходили по селу, пели следующую песню:
Песня 8.
Удальцы, млад воеводы, да воины! Царь нас сюда к вам посылал, отдать злотые яблоки, а с яблоками вас зовут чтоб взяли ясну лучину, чтобы пришли вы во дворец куда Перун Бог, сходил с небес, и дошел к нам он во дворец, и его царь уж дождался, его к трапезе, приглашал и вечерял он Щурав Будник и Будницу, а когда же вставал чтоб идти, то оставил белый он венок белые цветы, ещё нам царь поручил, заповедовал: Раз бросил он свою супругу в темницу, на три недели, пусть же придут воеводы, да воины, Запалить ясну лучину, чтоб разложить ясен огонь по домам на огнище .» И как Бог от трапезы вставал тут царю он золотое яблоки подавал, да так ему слово сказал: «Эй, царь, ты боярин, ты пошли девченочек, чтоб шли от двора ко двору, да чтоб позвать тех воевод, да воинов, чтоб запалить ясен огонь, да разложить на огнище, да по домам.»
Когда собирались молодцы во дворе, где совершали праздник и воздавали жертву, да угощались, старец брал у них свечу и зажигал её от огнища, в котором не погас огонь и этот огонь разносили по домам….
Утром собиралися юноши и девушки в одно широкое место, да играли хоровод и пели следующую песню:
Песня 10.
Ой, Перун Боже, твой лик уж побелел, да заблестел. Седлал тут Перун Бог своего коня, и проходил он по земле, и в десной руке у него золотая чаша, в чаше студёная вода, и поросит он на поле студёной водой, её посевы впитают. И Перун Бог уже не Сива (Сивый, Шива), его Перуница Юда утешила, и больше он не гневится и седлал он борзого коня агнеца, лицо его побелело, черна година теперь уже минулася, а с годинай три Юды Русалицы, и не расят уж на землю белый град, да лютый гром, не расят, и не вьюжат, и пасевы не повянут, не посохнут и живы будут малы дети до старости, до почтения.
Когда играли хоровод до вечера, до 7-8 часов, юноши и девушки хватали за руку старца и уходили в одну пещеру, где верили, сидела Перуница Юда, которая объявила праздник. Ей воздавали в жертву три черные кукушки, а девушки пели следующую песню:
Песня 11.
Ой, Перуница Юда самовила, что, ты таишься, прячешся? Выходи из пещеры, а то ведь идёт наш царь, жертву Юда, тебе воздать, три курицы чернавицы отдать.» Как запели девченочки, Выходит Перуница Юда самовила, из пещеры, да как крикнет она, прикрикнет, : «Ой, царь, ты молод боярин, да что же, царь, ты стоишь, чего ждёшь, и жертву мне не воздаешь ? Когда пойдёшь ты во дворец, то созови малых детей, и пошли их по граду гулять от двора ко двору, щедровать и песни петь, нынче уж личень день да Щурав -день. Кто им подарок подарит, жив будет тот до старости, здоров он будет целый год. На ниве у него бела пшеница на лозах белые гроздья, в саду червоны яблоки, а во дворе бело сукно, а кто подарка не подарит, не будет жив до старости, и здоров не будет целый год; и нива его высохнет, пшеница не уродится и бел гроздья и красны яблоки .» …