По данным Банка России, в третьем квартале текущего года 79% жалоб потребителей финансовых услуг приходится на деятельность страховщиков. «Самым “горячим” остается вопрос ОСАГО»,— говорится в сообщении ЦБ. В структуре жалоб на страховщиков 77% приходится именно на обязательное автострахование. Мегарегулятор отмечает «существенное снижение по сравнению со вторым кварталом 2015 года количества жалоб о навязывании страховыми организациями дополнительных услуг (страхование жизни, здоровья и т. д.) при заключении договора ОСАГО, а также об отсутствии бланков полисов ОСАГО у страховых организаций».
При этом рост в два раза по сравнению со вторым кварталом 2015-го показали жалобы на расчеты КБМ — таких 62% в структуре жалоб на ОСАГО. Так называемый коэффициент бонус-малус составляет от 0,5 до 2,45 в зависимости от того, к какому из 14 классов аварийности отнесен страхователь. В первый год действия закона (в 2003-м) всем автовладельцам был присвоен класс аварийности с коэффициентом 1. Сейчас же по статистике РСА большинство водителей в РФ ездит со скидками 15% — средний показатель КБМ по стране составляет 0,85.
Нынешняя система КБМ не нравится и страховщикам. РСА приготовил предложения по изменению расчета коэффициента аварийности. Как следует из предложений союза в ЦБ, имеющихся в распоряжении “Ъ”, «в настоящее время водители, совершающие ДТП, получают недостаточно большие повышающие коэффициенты к базовому тарифу, что в недостаточной мере способствует одной из целей закона об ОСАГО — экономической заинтересованности водителей в безаварийной езде». Поэтому РСА предлагает увеличить значения КБМ для лиц, имеющих негативную страховую историю. Размеры новых величин не указаны. Кроме того, проблемами, по мнению рынка, являются и наличие в текущей системе разных КБМ у одного физлица, обнуление истории страхования при перерыве более года, и «легальная возможность ухода от негативного КБМ при переходе на неограниченный список водителей».
Союз предлагает для договоров ОСАГО физлиц с неограниченным количеством водителей «всегда применять наибольший коэффициент, так как такие договоры подразумевают возможность управления транспортным средством любыми водителями, в том числе с наихудшими КБМ». В свою очередь, для договоров физлиц с ограниченным количеством водителей РСА считает нужным предусмотреть фиксированный КБМ для каждого водителя в течение года. Предложения страхового лобби уже были рассмотрены на заседании экспертного совета по страхованию в ЦБ.