По подсчетам аналитической компании DSM Group, за первый квартал 2016 года продажи лекарств в России упали на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 270,3 млрд руб. В упаковках это сокращение рынка составило 14%. По мнению главы DSM Group Сергея Шуляка, падение спроса объясняется двумя факторами — как снижением доходов, так и заболеваемости населения. "В прошлом году в конце февраля фиксировалась эпидемия гриппа, которая вызвала повышенный спрос на соответствующие лекарства,— отмечает он.— В этом году наблюдалась довольно ярко выраженная эпидемия гриппа и ОРВИ, начавшаяся еще в конце января, однако всплеска аптечных закупок противопростудных препаратов в феврале замечено не было, потому что к эпидемии в 2016 году аптеки подошли с запасом, обеспечив себя львиной долей сезонных лекарств еще в декабре--январе",— отмечает он. По словам господина Шуляка, какой именно вклад в спад продаж приходится на улучшение эпидемиологической обстановки, а какой — на рост бедности населения, оценить невозможно.
Впрочем, по итогам этого года DSM Group прогнозирует рост рынка примерно на 8% по сравнению с 2015-м — в таком случае его объем составит 1,348 трлн руб. При этом в долларовом выражении падение рынка составит около 20%. "Спрос на лекарства должен стабилизироваться во втором полугодии, когда население адаптируется к новым ценам и начнет тратить на лекарства отложенные средства",— отмечает господин Шуляк. В таком случае расходы на препараты одного россиянина должны вернуться к среднему показателю — около 4,7 тыс. руб. в год, или 29 упаковок. Отметим, что Российское аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) дает противоположную оценку перспективам частного спроса в целом. Без экономического роста выбор потребителей все больше будет смещаться в сторону дешевых и менее качественных товаров.