Исходя из опубликованных в среду оценок Минэкономики, первое полугодие 2018 года может продемонстрировать значимое увеличение темпов экономического роста. Пересмотренный прогноз роста ВВП на весь год равен 1,9%, и на практике он может быть выше. Основной двигатель роста первого полугодия — внутренний спрос, вызванный в том числе увеличением зарплат в частном секторе из-за низкой безработицы. Эта конструкция не может быть долговременно устойчивой, хотя увеличение пенсионного возраста оставит на рынке труда в 2019 году 300 тыс. человек и добавит к росту ВВП до 2024 года 1,3 процентного пункта.
Обзор «Картина экономики» Минэкономики за июнь 2018 года содержит данные лишь января-апреля. Тем не менее с учетом первых косвенных оценок за июнь можно говорить о том, что второй квартал 2018-го (даже с учетом пересмотра Росстатом данных за 2017 год в сторону повышения — в РФ сейчас есть проблемы с оценкой экономических показателей 2016-2017 годов) был периодом некоторого увеличения темпов экономического роста, и пока нет причин ожидать, что он не распространится на третий квартал.
Оценка апрельской и майской динамики ВВП от Минэкономики — выше 2% с учетом коррекции Росстата. Напомним, помесячные оценки ВВП весьма ненадежны, тем не менее пока нет оснований считать достаточно оптимистичные оценки ведомства спорными. Вероятность того, что по итогам второго квартала будет зафиксирован рост ВВП выше 2%, велика. В обзоре также приводятся сведения об уточненном прогнозе Минэкономики на 2018-2020 годы (выборочно их обнародовал на прошлой неделе министр экономики Максим Орешкин). Прогноз динамики ВВП на 2018 год — 1,9%, при этом в него, очевидно, включена достаточно консервативная оценка динамики агросектора. В случае хорошего урожая и отсутствия новых шоков (сейчас наиболее вероятным является спад на внешних рынках как последствие торговых войн США, КНР и ЕС) ВВП может увеличиться более чем на 2%. С учетом того, что динамика ВВП 2017 года пересматривается в ту же сторону, возможно, что устойчивый уровень экономического роста в РФ с прошлого года несколько выше, чем предполагалось.
Прогноз Минэкономики предполагает снижение динамики ВВП в 2019 году до 1,4% с восстановлением до 2% в 2020-м и ростом до 3,1-3,3% в 2021-2024 годах. Краткосрочный спад роста — предполагаемое влияние увеличения НДС до 20%: Минэкономики считает, что оно снизит потенциальный рост на 1,3% ВВП (это больше, чем оценка Банка России в 1%), причем это будет реализовано на 20% в этом году и на 80% в следующем (оценки ЦБ, отраженные также в предполагаемой динамике инфляции, скорее говорят о том, что половина переноса роста НДС на цены и, возможно, половина эффекта на рост будет реализована в 2018-м.). В свою очередь, рост ВВП выше 3% с 2021 года — это ожидаемый Минэкономики эффект от нацпроектов и механизмов стимулированного инвестирования, в том числе через Фонд развития, ОЭЗ, программы ВЭБ и РЭЦ, специнвестконтракты.
Основной драйвер роста первого полугодия 2018 года между тем достаточно ограничен по времени — это увеличение частного спроса, генерируемое ростом зарплат: в частном секторе они подтягиваются по динамике к бюджетному. Ожидание роста реальных зарплат в 2018 году — 6,3%, после их стагнации в 2019-м (0,8% роста) они будут расти на 1,5% в 2020-м, на 2,3% — в 2021-м и на 2,8% — в 2022-2024 годах, в частном секторе зарплаты будут расти значимо быстрее бюджетного — кроме 2018 года. Очевидны две проблемы: предполагаемый рост пока выглядит явно выше предполагаемого роста производительности труда, а при любом увеличении спроса на труд из-за роста инвестиций в обработке этот эффект будет еще сильнее — «вытеснение людей роботами» в России в ближайшие годы не выглядит реальным сценарием.
Повышение пенсионного возраста с 2019 года оставит на рынке труда дополнительно 300 тыс. человек, в 2019-2024 годах — совокупно 1,8 млн человек. Это, по оценкам Минэкономики, увеличит потенциал роста ВВП на 1,3 процентного пункта, однако проблем рынка труда это не решит в значимой мере: оценка безработицы в России на 2023-2024 годы — 4,6% против текущих 5,2%, Минэкономики ожидает роста спроса на труд мигрантов. Рынок труда — главный ограничитель роста в конструкции прогноза Минэкономики, и предполагаемые темпы роста фонда заработной платы в РФ до 2024 года очень высоки: краткосрочно реализация этого сценария может достаточно быстро, уже к 2019 году, создать проблемы владельцам предприятий, поскольку большая часть их инвестиций сейчас осуществляется из прибыли (динамика прироста банковских кредитов нефинансовому сектору, в отличие от кредита домохозяйствам, остается слабой). Неприятный сигнал, который может означать снижение темпов роста уже со второго полугодия 2018 года,— нетипичный рост просроченной задолженности в отраслях в январе-апреле: он рос в торговле, операциях с недвижимостью (при снижении в строительстве) и обработке. И хотя сейчас практически нет сомнений в хорошей динамике 2018 года, 2019 год обещает быть гораздо более проблемным.