В Госдуме готовы ко второму чтению два законопроекта, направленных на устранение двойной сдачи бухгалтерской отчетности: № 497382-7 о внесении изменений в статью 23 НК и № 497452-7 с поправками в закон о бухучете.
Статью 13 закона предлагается дополнить новым пунктом 7.1, оговаривающим, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления на бумажном носителе копии отчетности, созданной в виде электронного документа.
Сейчас отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Слова "на бумажном носителе" из данной нормы исключат (из пункта 8 статьи 13).
Вместо сдачи в госстатистику будет оговорена обязанность сдавать отчетность в налоговый орган по месту нахождения. В версии законопроекта ко второму чтению это увязали с формированием информационного ресурса отчетности, который будет вести ФНС.
Соответственно, все функции, касающиеся сдачи отчетности – разработка форматов, порядка сдачи и так далее – перейдут к налоговикам. Весь документооборот будет электронным, включая представление аудиторского заключения в случаях обязательного аудита. Правила сдачи АЗ в остальном не меняются. Сроки представления отчетности также остаются прежними. Отчетность и заключение будут передаваться по ТКС через операторов ЭДО.
Ко второму чтению добавлено, что от представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:
- организации госсектора;
- ЦБ;
- религиозные организации;
- организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ;
- организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;
- организации в случаях, установленных правительством.
Последние две категории будут сдавать отчетность по-прежнему в статистику. ЦБ будет сдавать отчетность в ФНС в отдельном порядке.
Кроме того, правила о включении отчетности в ресурс (и ее сдаче согласно закону о бухучете) не будут касаться последней отчетности при реорганизации или ликвидации юрлица – такие уточнения также внесены ко второму чтению.
Сведения из информресурса бухгалтерской отчетности можно будет получать у налоговиков за плату (плата не касается органов власти).
В настоящее время в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства ИП (или частнопрактикующего лица), по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов; в налоговый орган по месту нахождения организации – годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (кроме фирм, не обязанных вести бухучет, и религиозных организаций, у которых не возникло обязанности по уплате налогов).
Этот подпункт разделят на два. В подпункте 5 останется упоминание обязанности по представлению ИП и отдельными частнопрактикующими лицами названной книги, а новый – вводимый законопроектом – подпункт 5.1 будет посвящен представлению бухотчетности организациями.
При этом будет оговорено, что представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность будут организации, которые не должны сдавать в налоговую отчетность, составляющую упомянутый информресурс согласно закону о бухучете (в его новой редакции). "Сдаваться" в налоговую (в том числе и по НК) не будут те, кто не обязан вести бухучет, а также религиозные организации и те, кто отчитывается перед ЦБ.
Изменения вступят в силу с 1 января 2020 года (ранее предполагалось, что новшеств можно ожидать уже в следующем году) и будут касаться отчетности за 2019 год. На электронную форму сдачи малые предприятия смогут перейти начиная с отчетности за 2020 год, остальные – с отчетности за 2019 год.