Компания представила в инспекцию декларацию по НДС с суммой налога к возмещению в размере 18,8 млн рублей. Инспекция выставила требование о представлении документов, в частности, счетов-фактур на отгрузку, первичных, платежно-расчетных и других документов (реквизиты указаны не были). Компания частично представила запрошенные документы (пояснения о причинах возмещения НДС; дополнительные листы к книге покупок; оборотно-сальдовые ведомости; выписки из книг продаж; учетную политику; книги продаж и покупок; счета-фактуры и товарные накладные). Затем компания представила уточненную декларацию за тот же период с суммой налога к уплате. Ввиду неполного представления документов по требования инспекция привлекла компанию к ответственности по статье 126 НК – за непредставление документов в установленный срок – в виде штрафа в размере 1,1 млн рублей.
Суды трех инстанций (дело № А40-190691/2016) снизили размер штрафа до 100 тысяч рублей, разъяснив, что в отсутствие реквизитов запрашиваемых документов требование возможно квалифицировать только как требование о предоставлении информации, но не конкретных документов. При этом инспекция имела возможность указать конкретные реквизиты запрашиваемых документов, поскольку проверка проводилась по данным налоговой декларации.
Суды (постановление кассации Ф05-5617/2017 от 12.05.2017) также учли значительный объем запрошенных документов, совершение правонарушения впервые, а также то, что нарушение не повлияло на возможность инспекции проконтролировать полноту и правильность исчисления и уплаты налога.