Давно уже этнографы, исследующие южные районы России, обратили внимание на особое почитание птицы кукушки. Яркий пример такого поклонения — чернышинская народная игрушка, изготовлением которой занимались исключительно женщины и при этом, они не лепили других птиц, кроме кукушки.
Под влиянием истории, перемен во взглядах и культуре многое забылось в народе и лишь сейчас, благодаря энтузиастам, восстанавливается.
Изучение всего, что связано с поклонением кукушке, уводит нас в далекое прошлое, когда жили племена воинствующих женщин, когда почитали разных богов.
Необходимость в атрибутах для обрядов порождала желание людей изготавливать различные божественные образы. Так, в петровской глиняной игрушке мы видим образы «Макоши» и «Перуна». Широко известна и традиция изготовления кукушки в виде тряпичной куклы и куклы из трав, соломы.
У славян кукушка играла важную роль, которая прослеживается в поверьях, легендах, обрядах и изделиях.
- Кукушка — птица, способная предвещать сроки жизни, стихийные бедствия, погоду, удачу или несчастье в браке.
- Это птица-оборотень — в неё превращают женщин, девушек, нарушивших принятые нормы поведения, согрешивших.
- Кукушке можно поклоняться, как носительнице сакральной силы, способной помочь в разных нуждах — «прокуковать скотину», защитить её от болезней; ответить, скоро ли замуж и т.д.
Существует немало сказок и поверий о несчастной девушке, ослушавшейся родителей, полюбившей им неугодного парня и превращённой в кукушку. Или о женщине, изменившей мужу, превращенной в птицу и ставшей куковать в лесу одной.
Обряд, посвященный кукушке, совершался в период кукования птицы в природе. Девушки объединялись в тайный союз именно в «кукушечье» время, вступали в сакральную связь с магической птицей на этот период.
С кукушкой связан древний обряд "Похороны кукушки".
В разных губерниях описание и название обряда несколько разнилось, но главным героем неизменно оставалась кукушка.
Итак, это один из женских весенних обрядов. Суть его заключалась в следующем:
- изготовление кукушки;
- кумление;
- похороны;
- трапеза с ритуальной пищей;
- вырывание кукушки;
- дальнейшие действия (могут различаться)
Проводился обряд в мае-июне. В разных губерниях даты были свои.
Суть обряда сводится к почитанию незамужними девушками и вступлению ими в тайную, магическую связь с кукушкой. Для этого производился ряд поэтапных действий, в результате которых с кукушкой кумились, а затем освобождались от кумовства.
Примерно обряд проходил так...
Две девчонки стоят на "стрёме" и напряженно осматривают окрестности. Никто не должен знать, что происходит за их спинами, они слишком долго к этому готовились. Остальные уже глубоко в чаще — хоронят куклу-подружку кукушку.
Все началось неделю назад.
Сначала они лазали по болотцам и оврагам — искали особые травы, абы какие не годились. Нужны были «слезки» или «зорьки», в крайнем случае — ирисы. Но найти растения было половиной дела, чуть ли не самой легкой частью. Ведь их нужно было еще подготовить.
Для этого траву или вырывали с корнем и тайно уносили домой: перевязать, подсушить, подобрать лоскуты по размеру — или же все необходимое несли к месту проведения будущего обряда. Прятали бусы среди кореньев, делали венки из гибких веток и вплетали меж них полевые цветы и ленты, складывали саван и фату, а если кто из новеньких притаскивал фартук, то их бранили последними словами. Ну кто же в фартуке хоронит?
После нужно было удостовериться, что выбранное место никому из односельчан неизвестно и неинтересно, иначе пришлось бы искать новое. Но им везло: уже который год одна и та же береза принимала их и становилась немой свидетельницей кумления, похорон и вознесения.
Обычно вся подготовка занимала неделю — так было и на этот раз.
***
Группа девочек в домашних сарафанах сидела вокруг укрытой платком куклы-подруженьки кукушки. Ей уже надели на шею обережек. Свои обереги все поснимали, сложили вместе и передавали по кругу, целуясь друг с дружкой сквозь тесьму.
«Я кума, ты кума».
После того, как все поцеловались, обереги разбирали в случайном порядке — обмен ими был важной частью кумления. Еще девочки обменивались цветными лентами, бусами или платками, чтобы связь между ними стала еще крепче.
«Ку-ку, кума, отдаю дитя. — Какое? — Слепое. — Чье? — Мое».
После этого на полянке оставались только две избранные: остальные разбегались и, несмотря на спешку, никогда не оставляли после себя ни клочка тряпки, ни бусинки. Все знали — оставишь свое в могилке, сама же и сгинешь.
Кукла-Подружка- кукушка отправлялась в землю — чтобы потом вознестись.
«Похороны кукушки» — один из малоизученных обрядов, который имеет ограниченную зону распространения. Совершая его девочки-подростки и девицы на выданье собирались в тайне ото всех в конце мая-начале июня, чтобы «похоронить кукушку». «Кукушка» в этом обряде символизировала переход от одной стадии жизни девочки к другой — во время обряда каждая могла нашептать кукле, которую складывали из собранной травы и обряжали в костюм невесты, о своих страхах связанных со взрослой жизнью и замужеством. Закапывая самодельную куклу в землю девицы словно бы хоронили и свои страхи тоже.
Выкапывали куклу на празднование Триглава. После этого была принята ритуальная трапеза и совместные гуляния с мужской частью села. К середине XX века эта традиция практически стерлась из народной памяти.
В «похоронах кукушки» прослеживается стойкое нежелание народа отказываться от «языческой погребальной обрядности». При этом народ объединил новую веру со старыми поверьями.
— Ты кукушка ряба,
кому ты кума?
— Я, кумушки, голубушки,
Богородице кричу.
Эти слова из ритуальной песни свидетельствуют о сохранившемся двоеверии. Кукушка как бы имеет непосредственную связь с Богородицей, она кума ей. Вместе они покровительствуют женщинам и способны облегчить им тяжёлую долю.
Христианской богородице в старой вере соответствуют Богини Лада и Мокошь. Они, как известно, то же покровительницы женщин. Также девушки в старину поклонялись и богине Живе, даже имеются свидетельства, что Живу и Богородицу напрямую увязывали с кукушкой в обрядах и поверьях.
|