На водителя нельзя возложить полную материальную ответственность на случай ДТПК. работал в компании водителем автобуса. С ним был заключен договор о полной материальной ответственности за недостачу вверенного ему работодателем имущества (автобуса), а также за ущерб, нанесенный ему. При этом в должностные обязанности водителя входила также продажа билетов пассажирам на остановках, сдача денежной выручки по возвращении автобуса на базу. При исполнении трудовых обязанностей водитель допустил ДТП.

Компания расторгла с К. трудовой договор и обратилась в суд (дело № 33-9710/2016) с иском о взыскании стоимости восстановительного ремонта автобуса, полагая, что за его сохранность К. несет полную материальную ответственность.

Суды двух инстанций частично удовлетворили иск компании, разъяснив, что за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (статья 241 ТК). Согласно статьи 242 ТК полная материальная ответственность, предусмотренная статьей 242 ТК, может возлагаться на работников, непосредственно обслуживающих или использующих денежные, товарные ценности или иное имущество. Согласно перечню должностей и работников,  с которыми работодатель может заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденному постановлением Минтруда от 31 декабря 2002 г. № 85, к таковым относятся работники, занимающиеся перевозкой денежных средств и иных ценностей (в том числе водители-инкассаторы). То есть, отличительным признаком данных должностей является перевозка материальных ценностей.

Таким образом, автобус для перевозки пассажиров не может рассматриваться в качестве имущества, за сохранность которого водитель несет полную материальную ответственность.