Мониторинг: готовый бизнес потерял в цене

Количество предложений о продаже готового бизнеса на вторичном рынке за третий квартал 2018 года выросло на 10% по отношению к третьему кварталу 2017-го, при этом купить работающее предприятие можно было в среднем на 10% дешевле, чем в прошлом году, подсчитали эксперты «Авито», проанализировав более 170 тыс. объявлений с этого сайта.

По этим данным, средняя цена готового бизнеса в июле—сентябре составила 3,3 млн руб. Самый высокий средний ценник — в Москве (4,2 млн руб.), самый низкий — в Ульяновске (1,62 млн руб.). В разбивке по отраслям самыми дорогими были компании из сферы сельского хозяйства со средней стоимостью 9,5 млн руб. (на 7% дешевле, чем годом ранее), производственные — 7,5 млн руб. (минус 15%) и строительные — 5,5 млн руб.

Последние продемонстрировали самый большой прирост стоимости за год — 34%. Самое же значительное падение цены за прошедший год — на 40% — показали интернет-магазины: их средняя стоимость в третьем квартале составила 515 тыс. руб. В наиболее популярной (по числу запросов контактов объявлений о продаже) сфере услуг стоимость бизнеса за год снизилась на 21% (до 3 млн). В торговле бизнес подорожал на 5% (до 2,1 млн), а в сфере общепита подешевел на 8% (до 2,7 млн). Готовый бизнес в сфере развлечений, исходя из запрошенных продавцами цен, стоил 2,7 млн руб. (на 3% меньше, чем годом ранее).

Больше всего покупателей интересовали компании из сферы услуг, торговые предприятия и общепит — на них пришлось 31%, 23% и 17% запросов контактов (переход по ссылке «показать телефон» или «написать сообщение», см. диаграмму). Как отмечают в «Авито», эта тройка лидеров не меняется уже два года. Это объясняется низким порогом входа, большим объемом предложений и относительной простотой ведения дела. «Для того чтобы открыть магазин или запустить бизнес в сфере обслуживания, например салон красоты или ремонтную мастерскую, предпринимателю не требуется тот объем специализированных знаний и навыков, который необходим для успешной работы в сегментах производства или сельского хозяйства. К тому же бизнес в сфере услуг и торговли быстрее выходит на окупаемость»,— сказали “Ъ” в «Авито». Востребованность же компаний общепита обусловлена растущим потребительским спросом.