В письме от 15 февраля 2018 г. N 03-02-08/9589 Минфин напомнил, что согласно закону о бухучете ответственным за ведение бухучета лицо признается лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.
За грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, согласно статье 2.4 КоАП ответственность несут лица, совершившие правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (руководители и другие работники организации).
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Привлечение организации к ответственности за налоговое нарушение не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, а также не освобождает от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога, сбора, взносов и пеней.
Минфин напомнил о постановлении КС от 08.12.2017 N 39-П, где указано, что не положено взыскивать недоимки с физлиц до того, как будет установлено, что долг невожно взыскать с организации. Исключение составляют случаи, когда судом установлено, что юрлицо служит лишь прикрытием для действий контролирующего его физлица.
Статья 31 НК, рассматриваемая в системе действующего законодательства, не исключает права налоговых органов обратиться в суд с иском к физлицам, которые были осуждены за совершение налоговых преступлений или в отношении которых уголовное преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям, о возмещении вреда, причиненного их противоправными действиями публично-правовому образованию, что соответствует требованиям Конституции.