Гражданка Г. обратилась в КС, оспаривая конституционность части третьей статьи 81 ТК, которой увольнение по сокращению численности или из-за несоответствия работника занимаемой должности разрешено при отсутствии вакантной должности. Оспариваемые законоположения обязывают работодателя предлагать только вакантные должности и препятствуют предложению временно свободной должности до выхода на работу работника, замещающего эту должность, считает истица. Оспариваемые нормы были применены судами общей юрисдикции.
КС (определение КС от 17 июля 2018 г. № 1894-О) отказал в принятии жалобы к рассмотрению, разъяснив, что только работодатель вправе принимать необходимые кадровые решения в целях ведения эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом. При этом он обязан обеспечить гарантии трудовых прав работников, в том числе предложить увольняемому работнику все имеющиеся в данной местности у данного работодателя вакантные должности, соответствующие квалификации работника, а также вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Вместе с тем, работодатель не лишен права наряду с вакантными должностями предложить увольняемому работнику должности, сохраняемые за отсутствующими работниками.
Истица просит обязать работодателя предлагать работнику временную вакансию. Однако этот вопрос является прерогативой федерального законодателя и не входит в полномочия КС.