Церемония посвящения в орден тамплиеров. Уэйн Рейнольдс, 1987 год. Источник: «Дилетант»
Одним из самых распространенных способов шифрования писем стало использование гибридной системы. То есть, например, в донесении сначала использовался алфавитный сдвиг (зачастую по гораздо более сложной системе, чему Цезаря), а затем латинские буквы заменялись на буквы менее распространенного (допустим, армянского) алфавита или на цифры. При этом для надежности само донесение могло быть составлено на чередовании немецкого и французского языков. Правда, при такой системе работа по подготовке секретных сведений и последующий «перевод» на обычный язык отнимали очень много времени. А простая ошибка или опечатка могли вообще все испортить.
Однако опасения, что враги все же сумеют подобрать ключи и прочитают секретное послание, привели к появлению специальных таблиц. Это было некое подобие паролей, когда слова «ждем хорошей погоды» могли означать просьбу об отправке денег. В таком случае смысл сообщения понимал только обладатель дешифратора. А само письмо при перехвате не вызывало подозрений. У дипломатов отныне имелись толстые книги, в которых были предусмотрены тысячи вариантов для создания секретного текста. Подобный способ получил название стеганография.
От Возрождения до Нового времени
С эпохой Ренессанса началось повальное увлечение криптографией. Составление зашифрованных писем стало очень модным занятием как среди дворян, так и простолюдинов. С появлением книгопечатания труды по тайнописи (которые выходили все чаще) стали доступны тысячам читателей. Отцом современной криптографии считается итальянский ученый Леон Альберти. Его трактат о методах шифрования стал своеобразной библией для последующих специалистов-криптологов. Кроме того, Альберти придумал и несколько технических устройств, которые стали прообразом будущих шифровальных механизмов.
Еще одним выдающимся теоретиком криптологии часто называют немецкого аббата Иоганна Тритемия. В своих трудах «Полиграфия» и «Стеганография» он подробно описывает разные системы тайнописи и предлагает новые эффективные методы. Причем часть текстов этих книг также зашифрована.
Шифровку в виде безобидного с виду письма называют стеганографией
С XVI века вопросами криптографии активно начинают заниматься европейские математики. Предложенные способы шифровки получают характерное название — геометрические. Одновременно опытные математики помогают и в расшифровке сообщений. В частности, смертный приговор Марии Стюарт был вынесен после того, как криптографамудалось разгадать ее закодированные письма.
Джероламо Кардано. Гравюра XVI века. Источник: «Дилетант»
Новое развитие криптография получила в эпоху колонизации Америки. Свои сообщения шифровали как великий мореплаватель Христофор Колумб, так и покоритель ацтеков Эрнан Кортес. А основание британских колоний в Северной Америке через некоторое время привело к появлению среди поселенцев так называемого книжного шифра. Этот способ отличала удивительная простота и надежность. В сообщении указывались цифры, которые соответствовали номерам страниц, строк и местоположению букв в заранее оговоренной книге. Не зная, о какой именно книге идет речь, расшифровать подобное сообщение было невозможно.
А в 1790-е годы под руководством будущего президента США Томаса Джефферсона была построена машина, с помощью которой удавалось производить шифрование очень быстро. Считается, что победа британских колонистов в войне за независимость, а также успехи армии северян в Гражданской войне во многом были обусловлены работой опытных криптографов в их войсках.
Эпоха электричества
Изобретение электронного телеграфа принципиально не изменило необходимости защищать важные сообщения от несанкционированного прочтения. Только отныне в распоряжении криптографов появились разнообразные механизмы и устройства для максимальной автоматизации процессов шифрования.
Расцвет криптографии пришелся на XX век. Две мировые войны, истерия шпиономании и многолетняя холодная война между странами Запада и СССР привели к тому, что к работе над секретностью электронных коммуникаций были привлечены десятки тысяч специально обученных людей. И все же самые яркие истории этой эпохи связаны не с самими секретами технологий, а с событиями вокруг них.
Над расшифровкой сообщений немецкой армии работало 12 тысяч британцев
Так, название одной из самых знаменитых шифровальных машин стало нарицательным. Словом «энигма» называли любую задачу, решение которой выглядело невозможным. Так как вовремя Второй мировой войны устройства из семейства «Энигма» активно использовали войска и флот Германии, то в Британии создали мощную службу для расшифровки перехваченных сообщений. На определенном этапе в этом центре работали почти 12 тысяч сотрудников.
Благодаря усердию привлеченных криптографов в Англии смогли прочитать сотни секретных немецких донесений. Правда, британцы далеко не всегда решались воспользоваться этой информацией. Ведь принятие контрмер могло привести к тому, что английское командование выдаст свою осведомленность о немецких планах. А значит, Германия изменит всю систему секретности. Поэтому, например, расшифровав известия о подготовке немцами в 1940 году разрушительной бомбардировки города Ковентри, англичане отказались от эвакуации жителей и усиления противовоздушной обороны.
Вообще же во время Второй мировой войны шифровальные машины использовали все воюющие страны. И почти все испытывали одинаковые проблемы. Во-первых, необходимость соблюдения режима секретной радиосвязи требовала обязательного нахождения в штабах громоздких устройств. А любая поломка или отсутствие квалифицированных специалистов парализовали всю работу командования. Во-вторых, в условиях, когда решения приходилось принимать оперативно (во время наступления или организации контрударов), генералы теряли драгоценные часы и даже дни на сложный процесс шифровки и дешифровки.
Немецкие связисты отправляют шифрованное донесение с помощью «Энигмы». Источник: «Дилетант»
В итоге наиболее разумным принято считать метод секретности, который успешно практиковали в армии США. Идея оказалась простой и одновременно гениальной. В качестве радистов во все главные штабы привлекли индейцев племени навахо. Общаясь на родном языке в прямом эфире, они могли смело передавать любые важные приказы. При этом противник оказался совершенно беспомощен. Язык навахо столь необычен, что самое внимательное прослушивание диалога не позволяло даже приблизительно догадываться о предмете разговора. А кроме того, этот язык в 1940-е оставался бесписьменным.
Вместе с тем само племя было немногочисленными проживало в изолированной и хорошо охраняемой резервации. Поэтому выкрасть хоть одного носителя языка не представлялось возможным. А в случае если бы даже радист-индеец оказался в руках врага, американцы могли легко привлечь индейцев какого-нибудь другого племени с не менее сложной речью. Единственной трудностью оказалось отсутствие в словаре навахо таких слов, как «подводная лодка» или «взвод». Пришлось придумать около четырехсот словосочетаний (типа «железная рыба» и «черные овцы»), чтобы закрыть проблемы с военной терминологией.
Радист навахо среди американских морских пехотинцев во время высадки десанта на остров Сайпан. Фото 1944 года. Источник: «Дилетант»
Понятно, что ни Германия, ни Япония не имели физической возможности создать подобную систему радистов в своих армиях. А вот Советский Союз, чьи солдаты еще во время Зимней войны несли огромные потери из-за скверной работы радистов-шифровальщиков, вполне мог. Ведь в СССР проживали десятки малочисленных народов, чьи сложные языки могли стать надежным средством оперативной связи между штабами самых разных подразделений.
По некоторым данным, Иосифу Сталину не раз предлагали привлечь в армию в качестве радистов как представителей народов Крайнего Севера, так и жителей ряда народностей Кавказа. Но будущий генералиссимус, которому заговорщики и предатели гораздо чаще мерещились в среде своих собственных подданных, чем в стане откровенного врага, решительно отверг эту идею.
Последний всплеск активности борьбы различных разведок и контрразведок в вопросах тайнописи связан с периодом холодной войны. Например, в СССР были сняты десятки фильмов о коварных западных шпионах, которые использовали невероятно хитроумные средства коммуникации, но каждый раз оказывались разоблаченными благодаря проницательности мудрых работников КГБ. Но в целом тема криптографии в этот период породила больше мифов, чем оригинальных и надежных решений.