19:41 Кому поклонялись на Руси до принятия христианства? | |
Когда речь заходит о верованиях и культах древних славян, все сказанное автоматически получает приписку «предположительно», поскольку сохранившихся до нас источников почти нет. Единственное, что не вызывает сомнения – это сам факт наличия у славян пантеона. Так, например, известны названия некоторых богов, о которых мы можем судить исходя из договоров с Византией и некоторых археологических находок, таких как Збручский идол. Однако до сих пор нет четкого понимания, кого именно считать исконно славянскими богами, а кого заимствованными у германцев или пришедшими от иранских народов. Так о пантеоне князя Владимира известно по большей части из повести временных лет, и то вполне вероятно, что в части своей это домысел летописца. Более того, нет однозначного консенсуса, кем именно считали богов – человекоподобными высшими существами, силами природы или просто обожествленными ушедшими предками. Но все же, опираясь на имеющиеся данные, можно строить некоторые догадки.
Так в уже упомянутой повести временных лет говорится о том, что около 980 г. князь Владимир проводил реформу и как пишется: «На холме перед своим двором в Киеве поставил Перуна деревянного, а голова серебряная, ус золотой; Хорса, Даждьбога, Стрибога, Волоса, Симаргла, Мокошь». Первый и самый главный бог в пантеоне князя Владимира – Перун. Общеизвестно, что олицетворял он небесные энергии и силы, и все что с ними связано. По словам византийского хрониста Прокопия, славяне признавали его как творца молний. Что касается происхождения слова «Перун», существует множество версий: согласно одной оно происходит от индоевропейского корня Park или Spark, согласно другой – что это интерпретация старогерманского Perkunos, или скандинавского Fiorgun, но точнее всего это Образ Бога Познавшего Руны. Распространен культ Перуна был как у восточных славян, так и у южных. Сохранилось даже название синего ириса – перуника, которое он, по видимому, получил за то, что напоминает грозовое небо. Неизвестно имел ли Перун славянское происхождение, поскольку такой же бог был и у балтов – он имел тоже значение и назывался крайне похоже: «Перкунас». Интересно, что по мнению некоторых исследователей, Перун обрел человеческий облик только в 9-10 веках и следовательно не оставил значительного следа в культуре. Вторыми по значимости после Перуна были Хорс и Даждьбог. Рядом они стоят не просто так: Хорс отвечал за деятельность Солнца, а Даждьбог(Тарх) отвечал за плодородие (в том числе и за рождение Чад в семье). Что касается этимологии, слово Хорс происходит от индоиранского корня Xorsed, что буквально означает – солнце. Кстати, хоровод, являвшийся, по всей видимости, древним ритуалом, посвященным богу солнца, и берет свое название именно от имени Хорса, есть теория, что от туда же пошло слово «хорошо». Что касается Даждьбога, его название говорит само за себя и обозначает буквально «дающий бог». Следующий в иерархи князя Владимира - Стрибог упоминается в Повести временных лет и Слове о полку Игореве. Стрибог наряду с Даждьбогом встречается еще в Слове Иоанна Златоуста. «Имя и функции этого бога остаются загадочными». Летописи не дают указаний на то, кем славяне считали Стрибога, но в силу того, что в Слове о полку Игореве ветры называются его внуками: «Се ветри, Стрибожи внуци, веють в моря стрелами», делается вывод, что Стрибог есть родоначальник ветров, т. е. их бог. Но это не совсем верно потому что Стрибог бог стремительности, страсти он отвечает за порывы наших чувств и мыслей. Следующим богом пантеона является Велес, он же Вослос. Этот бог был известен всем народам балто-славянской общности. Он упоминается и в Повести временных лет, и в Слове о полку Игореве, и в договорах с Византией. До принятия христианства русские дружинники клялись именами своих богов – Перуна и Волоса. У восточных же славян Велес выступал в качестве бога скотоводов, плодородия и урожайности, однако одновременно с этим он же являлся покровителем перехода в загробное царство. Вероятнее всего это связано это с тем, что загробный мир ассоциировался с подземельем, а именно землей в определенном смысле и заведовал Велес. Вместе с этим существует теория, что Велес являлся просто полулегендарным человеком, а возведен в боги был позже.
Арт, изображающий Велеса Симаргл – самый непонятный бог. В чем заключалось значение и какова была сущность этого бога, определенно сказать нельзя, но есть предположения что он покровительствовал Огненой стихии. Единственным известным нам восточнославянским божеством женского пола была Мокошь (она же Макошь). Однако неизвестно как происхождение ее имени, так и правильное его написание. Точное ее значение остается также неясным, но многие исследователи склоняются к тому, что Мокошь олицетворяла собой Мать Коша-Судьбы. Стоит отметить, что в северных регионах России (имеется ввиду исконно славянских) до сих пор в народном фольклоре сохранились представления о некоем мифическом существе с похожим названием. Отдельно стоит упомянуть Сварога, поскольку он достаточно широко известен. Он как Верхвный бог упоминается в источниках связанных с Южнорускими славянами (держава Русколань, казачьи предания) . Само имя Сварог вероятно имеет следующий образ: "Сва"- это небеса, "Ро" это Род, а "Г" это горний, высший. Князь Владимир, проводивший в Киеве реорганизацию веры, во главе своего пантеона поставил бога Перуна что бы откреститься от державы Русколани в которой главным богом был Сварог. Так он старался подчеркнуть самостоятельность Киева.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |