08:49 Если что-то пошло не так: спасаем неудачные переговоры | |
Общение с рекрутером, обсуждение нового проекта, встреча с коллегами из другой компании — в каждом случае есть вероятность, что разговор пойдет не по вашему сценарию. Но даже самые неудачные переговоры можно спасти. По нашей просьбе бизнес-тренер Антонина Кашина составила подробный гид по неудачным переговорам и рассказала, как выйти из каждой ситуации с достоинством. На тренингах я часто замечаю интересный парадокс: когда переговоры ведет профессионал, который не готовился к встрече, с новичком, который, в свою очередь, хорошо подготовился, выигрывает новичок. Конечно, предусмотреть все возможные варианты развития событий заранее невозможно. Переговоры ведут люди, а значит, любой шаг оппонента может направить их ход в другое русло. Поэтому как бы хорошо вы ни готовились, остается вероятность, что события будут развиваться не так, как задумано. В этой статье мы разберем несколько типичных ситуаций, когда переговоры «пошли не так»:
Вам задали вопрос, к которому вы не готовыПрофи при подготовке составляют список вопросов, которые может задать собеседник, и ответы на них. Так они уверенно и эффективно отрабатывают большую их часть. Но что делать, если собеседник задал вопрос, на который вы не готовы ответить? Используйте алгоритм «принять – отложить – спросить». Принять — значит дать собеседнику понять, что вопрос услышан, отреагировать на него. Принятие должно быть позитивным или нейтральным. Этот шаг добавляет балл к личному контакту с собеседником и дает время на формулировку ответа. Отложить — дать понять, что вы не будете отвечать сейчас. При возможности сообщите о том, когда cможете дать ответ. Спросить — задать вопрос, чтобы понять причины интереса собеседника или просто направить разговор в другое русло. Примеры:
Собеседник выдает информацию, меняющую ваше видение ситуации в целомПервым делом запишите то, что вам сказали, желательно с формулировкой собеседника, это важно. Если от вас требуется немедленная реакция, спокойно и прямо скажите, что эта информация для вас новая, и нужно время, чтобы обдумать ситуацию или пересмотреть ее. У вас есть право взять паузу, если собеседник поступает таким образом. Собеседник поймет, что выданная только что информация на вас повлияла. Не позволяйте ему понять, как именно. Подумайте, почему эту информацию не сообщили раньше? Может ли это быть уловкой, манипулятивным трюком? Если да, то на что вас провоцирует собеседник? Здесь как раз будет полезно перечитать свою запись: то, в какой формулировке партнер выдал информацию. Прочтите и еще раз подумайте, что может значить такая формулировка. Полезно задать уточняющие вопросы. Не додумывайте — проверьте, правильно ли вы поняли собеседника. Иногда формулировку намеренно делают двусмысленной или туманной. Задайте вопросы, сделайте парафраз, чтобы внести ясность. Если собеседник настойчиво задает уточняющие вопросы, спокойно говорите, что пока сказать сложно, нужно подумать. Вы можете прямо и спокойно отвечать, что пока не готовы сформулировать свое отношение или ощущение. Возьмите на вооружение следующие фразы:
Собеседник меняет предмет обсужденияКогда собеседник хочет получить преимущество, он может внести в обсуждение вопросы, в отношении которых он больше прав или нужен вам сильнее, чем вы ему. По сути, в этот момент он обсуждает вещи, не связанные с целью переговоров, но способные ослабить вашу позицию. В такой ситуации рекомендую выслушать его и признать значимость, важность поднятого вопроса. Но вступать в обсуждение не советую: попросите его отложить это обсуждение. Примеры фраз:
Коллега вредит процессу переговоровЧасто переговоры ведет не один человек, а команда. И в этой команде не все одинаково подготовлены, не все владеют техниками и приемами, не все являются умелыми коммуникаторами. Поэтому один член команды может ненамеренно нанести вред результату переговоров. Поэтому договаривайтесь заранее, у кого какая роль, задача, как будет идти ход переговоров. Если коллега говорит не то, обратитесь к нему по имени, попросите разрешения прокомментировать то, что он сказал. Заранее договоритесь, что будете делать это в отношении друг друга, если кто-то поведет переговоры в опасное русло. Так, в момент, когда вы скажете: «Сергей, позволишь, я прокомментирую то, что ты сейчас сказал?», Сергей поймет, что сейчас есть какая-то угроза и вы его страхуете. После этого вы обращаетесь к партнеру по переговорам со словами «Сергей имеет в виду» или «как сказал Сергей», или «Сергею как технологу важно…». Если было сказано то, с чем вы не согласны, можете использовать фразы:
Как вы могли заметить, очень важно уважительно обращаться друг к другу. Важно «сохранить лицо» коллег, сгладить углы, подстраховать. Вы можете испытывать в этот момент сильные эмоции, поэтому эта задача может оказаться довольно сложной. Но она важна, а значит, вам придется сделать над собой усилие. Партнер по переговорам видит вас как одну команду, как представителей одной организации, и формирует свое впечатление обо всех в целом. И, если вы признаете, что в команде не все профессионалы, плюс вы не слаженно работаете, партнер мысленно сделает себе заметку, которая может повлиять на его решение. Здесь действует закон: «Понижая статус одного члена команды, вы понижаете статус всей команды». Вы достигли точки no dealВ переговорах есть понятие no deal, которое означает, что сделки не будет. Так называют момент, когда сделанных уступок оказалось недостаточно для того, чтобы договориться. Собеседник не готов соглашаться на ваши условия, а вы не готовы уступить ему. Казалось бы, договориться невозможно, переговоры зашли в тупик, но нет — еще не все потеряно. То есть, переговоры, безусловно зашли в тупик, но это еще не значит, что договориться не удастся. Перед тем как заканчивать такие переговоры, важно понять: это блеф или партнеру действительно легко отказаться от сотрудничества. И даже если вы уходите, полезно «оставить дверь открытой», то есть сохранить возможность продолжить эти переговоры. Вот несколько примеров того, что можно сделать в этой ситуации.
Если вы предполагаете, что переговоры будут сложными — тренируйтесь. Вы можете делать это не только на специальных курсах. Если такой возможности нет, рекомендую тренироваться на коллегах и близких. Попросите сыграть будущего партнера по переговорам, и отрепетируйте на них свои заготовки. Узнать больше о правилах эффективных переговоров можно из часового авторского курса Антонины Кашиной на «Академии» HeadHunter. Помните, переговоры продолжаются до тех пор, пока собеседник готов говорить с вами. Даже если прийти к соглашению не удалось, вы можете организовать еще одну встречу, и на ней достигнуть большего. Удачи! Пусть переговоры будут успешными! | |
|
Всего комментариев: 0 | |