13:43 Волшебство славянской песни | |
В чем волшебство славянской песни Как живётся, так и поётся, но верно и обратное! Потому славянские песни встарь звучали всюду: на гуляниях молодёжи, на праздниках и во время работы. Хорошо, коли девушка слывёт певуньей – к такой женихи с радостью сватаются. Были встарь у нас и женщины-плакальщицы, знающие особые песни-причитания. Их звали на свадьбы, чтобы помогать невесте плакать, прощаясь со старой жизнью, тогда новая жизнь будет хорошей! Пели, конечно, и мужики. Да и ребятишки сызмальства запоминали праздничные песни славян. Беседа дорогу коротает, а песня — работуВстарь работали слаженно, дружно. Тут песня в подмогу – настраивает на общий лад, задаёт скорость работе. При работе в поле песня придаёт сил, помогает почувствовать помощь Матери Сырой Земли да поддержку товарищей рядом. Потому и песни здесь задорные, звонкие. У жонок да девиц на супрядках уж другие обрядовые песни – спокойные, медленные, настраивающие на медленное кручение веретена. Обрядовые песни исполняли за работой Не только ритмом хороши славянские песни. Хранят они в себе и силу чаяний человека, мечтающего увидеть вскоре плоды своего труда. В песнях люди описывали богатый урожай, который ждёт их по осени, достаток в доме, большую семью, живущую непременно в ладу да в согласии друг с дружкой. С песней душа растёт Особо важны песни славян на народных праздниках. Каждому дню своя обрядовая песня: по весне поют о пробуждении природы да чествуют Бога Ярило, на праздник Хорса песни о любви, осенью – о богатых дарах земли, зимой на Коляду и нынче помним обычай колядок, песенных пожеланий достатка и счастья. Праздничные песни славян помогают настроиться на общий лад В славянской песне хранится сама суть народных праздников: подъём души, вера в лучшее будущее, единение с родной природой. Можно рассказать о том и на словах, но песня да красивый славянский обряд оживляют мысль, делают её наглядной, зримой… и вот, кружась в хороводе уже чувствуешь душевный подъём, который усиливается совместным пением. Обрядовые песни для главных славянских праздниковПоделимся нынче обрядовыми песнями да описаниями празднования встречи с четырьмя Солнечными Богами.
А с земли уже доносилась песня, призывающая Коляду: Стань у наших у ворот. Разгони потемь, Верни в Явь красный день. Огнем возгори, Коло воздыми, уводи, Коло, горе, а свету дай преболе! Гой! Коляда! Слава! Солнышко повернись, Красное разожгись! В дорогу выезжай, Зимушку погоняй! Гой! Коляда! Слава! Еще днем подготовили большой костер — «Краду», в котором к ночи зажгли даже не поленья, а целые бревна. Одно такое бревно, было специально подготовлено для особого действа. Его нужно было горящим протащить вокруг всей деревни и вернуть обратно в Краду.
Ярило (весеннее равноденствие): И вот, однажды наступил день Ярилиной Стречи. Ярилу, бога ярого весеннего солнца, любовной страсти и плодородия, в деревне у нас очень чтили. Вся деревня с утра участвовала в празднике – и стар и млад. Идут на Ярилину Горку, каждый хозяин несет хлеб- соль, складывают его кучкой, а специально выбранный хозяин троекратно кланяется на три стороны и произносит обращение к Яриле: С неба грядучи, ты возьми ключи, Отомкни ты Матерь Сыру Землю, Пусти теплу росу да на всю весну, На сухое лето да на ядрено жито! Гой! Слава! А весь народ повторяет это за ним и тоже кланяется на три стороны. Потом идут на поля, трижды обходят их и поют: Полю жито родил, Людям деток плодил. А где он ногою — Там жито копною, А где он глянет, Там колос цветет. А вечером выбирали самого красивого парня, надевали ему венок на голову, в руки давали черемуховую ветку и водили вокруг него хороводы, распевая песни. Я травку-муравку вытопчу, Тебя, молоденьку, подержу... На эти вечерние игрища допускались только молодые парни и девушки. После хоровода они разбивались на пары и разбредались, кто в поле, кто в лес».
Хорс (летнее солнцестояние): В июне месяце Богу Хорсу посвящен большой праздник летнего солнцестояния. В этот день, с горы к реке обязательно скатывают большое горящее колесо, символизирующее солярный знак и водят хороводы. Текст песни «А мы просо сеяли» Ой, Дид Ладо, сеяли, сеяли! 2. А мы просо вытопчем, вытопчем; Ой, Дид Ладо, вытопчем, вытопчем! 1. А чем же вам вытоптать, вытоптать? Ой, Дид Ладо, вытоптать, вытоптать? 2. А мы коней выпустим, выпустим; Ой, Дид Ладо, выпустим, выпустим! 1. А мы коней в плен возьмём, в плен возьмём; Ой, Дид Ладо, в плен возьмём, в плен возьмём! 2. А мы коней выкупим, выкупим; Ой, Дид Ладо, выкупим, выкупим! 1. А чем же вам выкупить, выкупить? Ой, Дид Ладо, выкупить, выкупить! 2. А мы дадим сто рублей, сто рублей; Ой, Дид Ладо, сто рублей, сто рублей! 1. Чего же вам надобно, надобно? Ой, Дид Ладо, надобно, надобно! 2. Нам надобно девицу, девицу; Ой, Дид Ладо, девицу, девицу! 1. Какую вам надобно девицу? Ой, Дид Ладо, надобно девицу! 2. Нам вот эту надобно девицу! Ой, Дид Ладо, надобно девицу! 1. У нас в полку убыло, убыло; Ой, Дид Ладо, убыло, убыло! 2. У нас в полку прибыло, прибыло; Ой, Дид Ладо, прибыло, прибыло!
Овсень-Авсень (осеннее равноденствие): Наступил праздник Авсеня – Осенины. Праздник-то большой – всем селом справляется! Вместе рожь убирали, нынче вместе радуются тому, что закрома на зиму полны. Затевалась ярмарка большая да прямо в самом селе – торжок в середине был большой, как раз рассчитан на местных и на прибывших. Не только из окрестных сёл прибывали, но и даже гостей заморских ждали, любили они через море в устье реки Онеги заходить на своих судах, глубины тут хватало, чтобы встать и не беспокоиться о мелях. Овсень, Овсень, Наступил последний день ярмарки. Началось празднование хороводами, в которые вставали по многу людей и водились особыми знающими: Завертися труба золотая, Вокруг столба дубового, Вкруг священия зелёного. Вот заплёлся плетень, вот заплёлся, Золотая труба завилася. Расплетися плетень... Вот расплёлся плетень... Будете ли и вы нынче вспоминать славянские песни на празднования? Коли так, рады мы, что древняя традиция жива и ныне! Пусть и дальше на земле нашей слышатся радостные песни, напоминающие о былых временах. Алёна Солнечная | |
|
Всего комментариев: 0 | |