08:46 ДРЕВЛЯНЕ - очень древние славяне? | |
О древлянах сохранилось больше сведений, чем о многих других восточнославянских племенах. Известна территория их расселения: древляне жили в Полесье, между Припятью и Днепром. В основном ареал их расселения приходился на современные Житомирскую и западные районы Киевской областей.
Карта расселения славянских племен в VIII-IX вв. Древляне жили в Полесье, между Припятью и Днепром.Их ближайшими соседями были дреговичи, которые расселялись за Припятью к северу. Не исключено, что от дреговичей древлян отделяла полоса болот, протянувшаяся южнее русла реки и послужившая естественным рубежом между племенами (В.В. Седов). Подобно дреговичам, древляне получили название по местности, в которой жили: др.-рус. деревляне, живущие в лесах (среди деревьев). Древляне от др.-рус. деревляне, живущие в лесах, среди деревьев.Происхождение древлян не является загадкой, но вызывает разногласия среди исследователей. Самая распространенная версия: древляне сформировались на основе местной лука-райковецкой культуры. Культура существовала в VII-X вв. в верховьях Западного Буга и на правобережье Днепра, а сформировалась, в свою очередь, на базе достоверно славянской корчакской культуры VII-VIII вв.
Согласно исследованиям Т.И. Алексеевой (Восточные славяне. Антропология и этническая история. -М.: Научный мир, 2002 г.). древляне характеризовались широколицым и мезокефальным типом, так же как и предыдущее население на данной территории. По другой версии, древляне могли быть связаны с белыми хорватами, которые под давлением со стороны аваров и германцев в VII в. продвинулись на восток. Современный историк, археолог В.В. Седов выделял юго-западную ветвь восточных славян - т.наз. дулебскую группу ("дулебский племенной союз"), куда включал волынян, древлян, полян и дреговичей. Еще одна версия происхождения племени древлян связана с упоминанием о них византийского писателя, историка Х века Льва Диакона, но об этом ниже.
Височные кольца древлян. Для всей юго-западной группы славянских племен - бужан, древлян, полян, дреговичей - были характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром от 1 до 4 см. Чаще всего в находках встречаются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами (рис. 1 и 2), их разновидностью являются полуторооборотные кольца; реже - загнутоконечные и S-конечные (рис. 3). Репутация у древлян была как-то... не очень. Письменности у них не было. Летописец описывает их нравы как дикие: "древляне живяху звѣриньскимъ образомъ, живуще скотьски: убиваху другъ друга, ядяху вся нечисто, и брака у нихъ не бываше, но умыкиваху у воды дѣвиця". Сразу скажем: легенды о воровстве девушек у древлян преувеличены, т.к. невесту умыкали по обычаю с ее согласия. Нелестную характеристику нравов древлян обычно объясняют противостоянием полян и древлян, которое длилось до их присоединения к государству во второй половине Х в. Или даже проще: такую характеристику автор, христианин, дает язычникам, коими в то время были древляне. Тем не менее, это было племенное княжение со своей сложившейся племенной организацией. Политическим центром древлян в период их самостоятельности являлся город Искоростень (современный г. Коростень в Житомирской области), потом - город Овруч (до сих пор существует, расположен недалеко от Коростеня). В то же время по образу жизни древляне отличались от других восточнославянских племен. Язычники, жили в самых дремучих лесах, жилища - полуземлянки, создавали святилища богам... Есть свидетельства, что древляне верили в духов леса и по-особому относились к дубам. Поневоле вспоминаются друиды, добавим еще особые знания древлян в целительстве (лечили травами) и жестокие обычаи. Этноним древляне в таком случае приобретает более глубокое значение - не просто лесные жители, а деревопоклонники.
А.А. Шишкин. Древопоклоник. Картина 2015 г. Древляне были язычниками, поклонялись духам леса и имели особые знания в целительстве - умели лечить травами. Были непокорны и часто поднимали восстания.Древляне были непокорны и поднимали восстания. Не лояльные были, одним словом. Ценили свободу, потому, может, и жили потому в труднодоступных местах. Вот такой факт: даже рабы у древлян (были, а как же) через пять лет становились свободными и могли выбирать, где жить - остаться в племени или вернуться к себе на родину. Совершенно точно известно, когда древляне окончательно вошли в состав Древней Руси: в 946 году, после известных событий, связанных с князем Игорем Рюриковичем. Древляне вошли в состав древнерусского государства в 946 году, после известных событий 945 года, связанных с гибелью князя Игоря.Первоначально, как пишет ПВЛ, поляне"быша обидимы Деревляны и инъми околными", т.е. подчинялись древлянам, потом пришлось древлянам покориться Киеву. Первый, кто наложил на древлян дань, был князь Олег. Подчинились Олегу древляне не без сопротивления, тем не менее, в числе других славянских и финно-угорских племен участвовали в походе Олега 907 года на греков. Узнав о смерти Олега, древляне попытались освободиться от дани, но были побеждены князем Игорем. Игорь сумел победить древлян и снова наложил на них дань, даже бóльшую по размерам.
Клавдий Лебедев. Полюдье. Князь Игорь собирает дань с подвластных древлян под Искоростенем осенью 945 года. Картина 1903 года. А в 945 году князь Игорь с дружиной во время полюдья решил дважды собрать дань с древлян <подробно эти события описаны здесь>. В то время князем древлян был Мал. (Вот этот Мал - весьма загадочный князь. Что мы знаем о нем?) Мал, очевидно, пытался переговорить с Игорем: "И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь". Переговоры не удались, и древляне, возмущенные жадностью Игоря, подняли восстание во главе с Малом, в ходе которого жестоко казнили князя Игоря (связали и разорвали надвое деревьями). Кстати, по обычаю они имели право наказывать нарушителя договора, а нарушителем в данном случае был князь Игорь. Не дóлжно было князю дважды брать дань.
Памятник князю Малу в г.Коростене на берегу реки Уж. Окончание этой истории хорошо известно. Мал решил, что вдова Игоря Ольга будет ему подходящей женой, и посватался к Ольге. Но Ольга не менее жестоко отомстила за смерть мужа. Источники называют аж четыре мести княгини Ольги! Уничтожила два два посольства князя, а потом во время тризны по Игорю устроила резню среди древлян, в ходе которой погибло около пяти тысяч человек.
1 месть Ольги: она приказала вырыть глубокую яму, куда сбросили древлянских послов в ладье. С гравюры Ф.А. Бруни.
2 месть Ольги: расправившись с посольством, она попросила древлян снова прислать ей своих лучших мужей, и древляне отправили в Киев наиболее своих знатных людей. Ольга приказала истопить для них баню, заперла их в "истобъке" , после чего баню подожгли. Миниатюра Радзивилловской летописи. Но Мал, сидевший в Искоростене, пока еще не наказан. И вот в 946 году Ольга пошла войной на древлян. Вместе с маленьким сыном Святославом она подошла к столице древлян, городу Искоростеню, и сожгла город с помощью голубей, которых она попросила у древлян в качестве единственной дани. Мал был убит, а согласно летописи, именно Ольга полностью подчинила древлян.
С.Н. Ефошкин. Княгиня Ольга. Месть <3-я по счету> древлянам. Картина 2006 г. Ольга приказала привязать к каждому голубю трут, поджечь его и пустить птиц на волю. Голуби полетели в свои голубятни, и в городе начался пожар. Когда жители начали покидать горящий город, Ольга приказала своим воинам ловить их: часть древлян была убита, часть — взята в плен.
4 месть Ольги. Миниатюра Радзивилловской летописи. Неоднократно замечено, что всеописанноенапоминает погребальный обряд русов. Правда, археологические и письменные источники не очень-то подтверждают приведенные легенды. Так, в Киеве не обнаружено применительно к данному времени захоронений такого количества людей, а еще есть упоминание о том, что с 947 года Ольга семь лет прожила вместе с сыном Святославом в Искоростене (как же это, если город был сожжен?). Есть один интересный момент, связанный с этими событиями. Византийский император Иоанн Цимисхий предостерегал воинственного князя Святослава Игоревича и в письме напоминал ему о судьбе отца, князя Игоря (Ингера). Мы знаем об этом письме из "Истории" Льва Диакона (кн. 6.10). Так, император пишет, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен и казнен: "Не упоминаю я уж о его жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое". Германцы. Есть предположение, что не все готы были были вытеснены гуннами из Причерноморья. Часть их могла обосноваться на Днепре (о том, что готы проходили по этим местам, осталось множество свидетельств). В таком случае древляне - потомки племени готов, смешавшиеся с местным населением.
Готские воины. Боевая песнь. Готские князья считали себя потомками основателя династии Амала. То-то неудивительно, что Мал сватался к Ольге! Не посмел бы племенной князек просить ее руки (да еще и после убийства мужа!). Более того, готская династия Амалов считалась выше рода варяга Рюрика. И если Мал - это Амал, готский князь, то ссора с ним Игоря представляется ссорой германцев - гота Мала и варяга Игоря - между собой. Иностранные авторы называют еще одно имя Мала - Нискин (польский историк Ян Длугош), а историк, дипломат Сигизмунд Герберштейн называл его Мальдитт. На Житомирщине до сих пор считают, что фамилия Нискинич свидетельствует о принадлежности к очень знатному роду. <версия готского происхождения Мала находит косвенное подтверждение в связи с положением некоей Малуши, матери Владимира Святославовича, при княжеском дворе. Некоторые историки считают Малушу дочерью Мала, а Владимира - продолжателем династии Амалов. Подробно эта версия излагается здесь> Современные историки (А.Л. Никитин, например), которые сочли эту версию правдоподобной, указывают, что во второй половине IV века гунны разорили государство вестготов (визиготов; или тервингов, дервингов) Германариха, вот тогда часть готов во главе с князьями из рода Амалов, потомков Германариха, ушла на Днепр. Обратим внимание также на факт жестокой казни Игоря. Такая казнь была у германцев. У славян ее не было. Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич в 970 году "посадил" в земле древлян своего сына Олега. Олег Святославович Древлянский (так его называли) погиб после смерти отца в 972 году в ходе междоусобицы с братьями Ярополком и Владимиром. При Ярославе Мудром Древлянская земля вошла в состав Киевского княжества, а в 1158 г. упоминалась в Ипатьевской летописи в последний раз
Город Мáлин в Житомирской области на Украине. Основан в 891 г. В честь какого Мала или Амала назван этот город? Наряду с полянами, дреговичами, уличами и тиверцами древляне являются предками современных украинцев. | |
|
Всего комментариев: 0 | |