По результатам камеральной проверки ФСС отказал в возмещении этих расходов, указав на нарушение положений статьи 13 федерального закона 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»: сотрудницы работали в компании менее двух лет, следовательно, по мнению фонда, невозможно произвести расчет пособия исходя из среднего заработка за два предшествующих года (за 2011 и 2012 годы).
Согласно пункту 2.2 статьи 13 закона 255-ФЗ застрахованное лицо, работающее на момент беременности у нескольких страхователей и ранее (в двух предшествующих годах) у этих и других страхователей вправе выбрать метод и лицо, выплачивающее пособие:
- получить его у одного из страхователей, исходя из средней зарплаты за два предшествующих года по всем страхователям;
- получить пособия у каждого из страхователей исходя из средней зарплаты за два предыдущих года у каждого их страхователей.
Суды трех инстанций (дело № А40-148084/2014) признали решение фонда недействительным, указав, что положения закона 255-ФЗ не запрещают выплату пособия сотруднице, работающей по совместительству, и не устанавливают обязанность отработать по совместительству полных два года для получения пособия. Основания для отказа в назначении пособия перечислены в статье 9 закона 255-ФЗ. В данном случае таких оснований не выявлено.
Суды (постановление кассации Ф05-5284/2016 от 10.05.2016) пояснили, что расчет размера пособия у каждого из работодателей (по совместительству и по основному месту работы) производится исходя из средней зарплаты работника за два предшествующих года каждым из работодателей, в том числе истцом, отдельно.