Закон об идентификации пользователей мессенджеров, вступивший в силу 1 января 2018 года, до сих пор фактически не заработал. Подзаконные акты о порядке идентификации и блокировке пользователей мессенджеров не утверждены. Более того, предложения Минкомсвязи вызвали критику Минэкономики, предложившего «значительный переходный период» для подготовки к реализации требований закона.
Поправки к закону «Об информации» об идентификации пользователей мессенджеров, вступившие в силу с 1 января 2018 года, не заработали в полном объеме, рассказали “Ъ” опрошенные участники рынка. Согласно закону, мессенджеры обязаны идентифицировать пользователей по абонентскому номеру в порядке, установленном правительством. Для этого между оператором связи и мессенджером заключается договор. Но правила взаимодействия операторов и сервисов пока не утверждены. «В настоящее время идет межведомственное согласование подзаконных актов»,— подтвердили “Ъ” в пресс-службе Минкомсвязи.
Порядки идентификации пользователей и их блокировки были разработаны Минкомсвязью в октябре 2017 года. Согласно проектам, оператор связи обязан предоставить мессенджеру данные о наличии или отсутствии в базе абонента в течение пяти секунд, а Роскомнадзор наделяется правом блокировки мессенджеров, в которых распространяется запрещенная информация. Распространяющих ее пользователей предложено блокировать в течение суток после требования Роскомнадзора.
29 января на Regulation.gov.ru были опубликованы отрицательные отзывы Минэкономики на проекты. Предложенное регулирование может вынудить мессенджеры платить операторам связи за идентификацию пользователей, следует из документов.
При этом сами операторы могут развивать собственные сервисы и быть заинтересованы в создании невыгодных условий для других мессенджеров. В проекте необходимо закрепить безвозмездный характер договоров между мессенджерами и сотовыми операторами, настаивает Минэкономики.
Кроме того, идентификация пользователей не всегда будет возможна в принципе. Мессенджеры Google Talk, Skype, Confide, Ansa и др. не требуют наличия абонентского номера, сервисы вроде Miranda IM могут быть использованы на любом ноутбуке или ПК без привязки к сим-карте, а WeChat интегрировал в себя большое количество сервисов, куда также могут писать его пользователи, поясняет Минэкономики. Проекты Минкомсвязи должны были вступить в силу 1 января 2018 года, но внедрение полноценной системы идентификации пользователей требует «значительного переходного периода», уверены в Минэкономики. Конкретный срок такого периода там вчера не уточнили. Замечания к проекту Минкомсвязи также были у МТС, МГТС и «Яндекса», который указывал, что положения проекта могут привести к многочисленным нарушениям прав пользователей.
В целом мессенджеры пока не начали исполнять закон, и в ближайшее время ли стоит этого ожидать, констатирует юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов, представляющий интересы мессенджера Telegram. Сервисы Mail.ru Group, к которым применимо регулирование, готовы к выполнению нормативных актов, сообщил “Ъ” вице-президент, технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян. «Главная проблема этого закона в том, чтобы он исполнялся всеми участниками рынка, как российскими, так и зарубежными. Как показывает предыдущая практика, не во всех случаях это удается реализовать»,— отметил он. По данным Роскомсвободы, в реестр организаторов распространения информации занесено 98 сервисов, включая Telegram, Snap, «Яндекс», но не Facebook Messenger. Также там нет и Viber, но в компании «изучают развитие законодательных инициатив, чтобы быть готовыми к моменту их вступления в действие», сообщила “Ъ” представитель компании Яна Рожкова. В Facebook не ответили на запрос.
Тем временем сотовые операторы уже предложили создать единый операционный центр обмена информацией между ними и мессенджерами на базе ФГУП ЦНИИС, который по агентской схеме будет заключать договоры с мессенджерами от имени операторов, сообщили “Ъ” в пресс-службе Роскомнадзора. Когда будут заключены первые договоры, в ведомстве не уточнили.