Бланки строгой отчетности не будут заполняться вручную - "онлайн-ККТ" прошли 2 чтение Госдума приняла во втором чтении законопроект № 968690-6 о внесении изменений в федеральный закон № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", КоАП и отдельные законодательные акты РФ. Этим проектом, напомним, предусматривается поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию в адрес налоговых органов в электронном виде в режиме онлайн.

Как ранее сообщалось, ко второму чтению был подготовлен пакет поправок. Расскажем о тех, о которых еще не говорилось, и которые обнаружены непосредственно в принятом во втором чтении тексте законопроекта.

Например, в первоначальной версии проекта предусматривалось, что бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, выполненный вручную либо отпечатанный (сформированный) с применением автоматизированной системы. Теперь возможность заполнения БСО вручную устранена. Согласно последней редакции законопроекта БСО - это первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.

В начальной редакции законопроекта также предусматривалось, что БСО можно будет выдавать при оказании услуг, перечень которых утверждается правительством, а в иных случаях обязателен кассовый чек. В принятой версии говорится: "При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты)".

При этом расширен перечень сфер деятельности, в которых можно будет обходиться без ККТ. Скорректированы возможности неприменения ККТ кредитными организациями. Из статьи 2 закона о ККТ будет удалено упоминание возможности неприменения ККТ плательщиками ЕНВД.

При покупках в интернете чек или БСО будут направляться клиенту только в электронном виде (первоначальная версия законопроекта предполагала возможность получения клиентом по его желанию документа в бумажном виде, однако из принятого законопроекта такая возможность исключена).

В законе РФ о налоговых органах будет предусмотрено право налоговиков проводить контрольные закупки в ходе проверок, касающихся применения ККТ. Кроме того, в связи с мероприятиями контроля и надзора в сфере ККТ налоговики смогут запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и ИП, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

При этом из соответствующих норм исчезнет формулировка о праве налоговых органов "налагать штрафы", вместо этого появится право "выносить предписания".

Кстати о штрафах - в этой части тоже зафиксированы изменения относительно внесенной версии законопроекта. Штрафы за неприменение ККТ, как и планировалось, привяжут к сумме неучтенных (полученных без ККТ) денежных средств. Однако при этом не будет предусмотрено штрафа для граждан (который хотели назначить от 3/4 до 1 размера суммы расчетов без ККТ, но не менее 1500 рублей). Штраф для должностных лиц составит от 1/4 до 1/2 размера суммы расчетов без ККТ (поначалу планировалось от 3/4 до 1 размера), но не менее 10 тысяч рублей; для юрлиц - от 3/4 до 1 размера суммы расчетов без ККТ, но не менее 30 тысяч. Вводятся также наказания за повторные нарушения.

За применение ККТ, не соответствующей новым требованиям, штрафы составят: для должностных лиц - 1,5-3 тысячи рублей, для юрлиц - 5-10 тысяч. Альтернатива для всех - предупреждение. Введут также штрафы за ненаправление электронного чека клиенту, непредставление налоговикам документов при проверках ККТ (перечисленные штрафы тоже смогут заменяться предупреждением).

Сроки начала действия новшеств также подкорректированы. Новые требования вступят в силу в отношении вновь регистрируемой ККТ – с 1 февраля 2017 года, в отношении применяемой в настоящее время ККТ – с 1 июля 2017 года, а в отношении лиц, которые в настоящее время не обязаны применять ККТ (но будут обязаны это делать), – с 1 июля 2018 года.

Внесено также множество иных поправок относительно первоначальной версии проекта.