Каталог файлов
Главная » Файлы » Первичные документы |
08.11.2011, 08:12 | |||||||||||||||||||||||
тверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства РФ от 15.04.11 № 272). Большинство положений документа вступит в силу 25 июля 2011 года. В частности, будет применяться новый бланк транспортной накладной. В каких случаях бухгалтер сможет использовать эту форму для подтверждения расходов на перевозку? Подробный ответ вы найдете в этом материале. Появится еще одна форма документа, подтверждающего затраты на транспортировкуКак только Правила перевозок грузов вступят в силу, у нас окажется сразу две действующие формы документа, подтверждающего расходы на доставку. Первая — это привычный бланк товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т (утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78). Вторая — новый бланк транспортной накладной, приведенный в приложении № 4 к Правилам перевозок грузов. К сожалению, чиновники пока не дали разъяснений, в каких случаях применять каждую из двух форм. Попробуем разобраться самостоятельно. Особенности новой транспортной накладнойНовый бланк транспортной накладной заполняется в рамках договора перевозки груза, который предусматривает наличие отправителя, получателя и перевозчика (ст. 785 ГК РФ). Таким образом, эту накладную следует заполнять только в ситуации, когда транспортировкой занимается нанятая компания или предприниматель, оказывающий услуги по автоперевозке. Еще одна особенность новой транспортной накладной — отсутствие сведений о цене перевозимого товара*. По этой причине транспортная накладная не заменяет собой товарную накладную по форме № ТОРГ-12. Особенности накладной по форме № 1-ТФорма № 1-Т используется всеми юридическими лицами, эксплуатирующими автотранспортные средства и выступающими в роли отправителей и получателей грузов (п. 2 постановления № 78). Отсюда можно сделать вывод, что для оформления формы № 1-Т не обязательно наличие третьей стороны (специализированного автоперевозчика). Ее можно заполнить и в случае, когда функции перевозчика выполняет грузоотправитель, либо грузополучатель. К тому же в бланке № 1-Т есть товарный раздел. В нем, в числе прочего, указывается стоимость груза, то есть сумма, которую покупатель должен заплатить продавцу. Получается, что в товарно-транспортной накладной содержатся все данные, необходимые для списания и оприходования товара. Единственное, чего не хватает — это информации об НДС. Многие организации решают проблему, добавив в форму № 1-Т графы, посвященные налогу. Это дает возможность отказаться от ТОРГ-12 и ограничиться товарно-транспортными накладными. На практике встречается несколько вариантов доставки товара, и каждый подразумевает свой способ оформления «первички». Давайте посмотрим, как после вступления правил в силу (25 июля 2011 года) надо будет оформлять документы. Вариант первый: доставку организует поставщик с привлечением стороннего перевозчикаНередко по условиям договора продавец должен за свой счет доставить товар до склада покупателя. Если собственных машин у поставщика нет, ему приходится прибегать к услугам перевозчика. В этом случае нужно оформить два комплекта документов: отдельно на доставку, и отдельно на куплю-продажу. Первичные документы по доставке с 25 июля 2011 года будут составляться в соответствии с новыми Правилами перевозок грузов. Это значит, что необходимо будет создать три экземпляра транспортной накладной по новой форме. Первый экземпляр останется у продавца в подтверждение его расходов на доставку. Второй экземпляр получит покупатель (в случае налоговой проверки документ поможет подтвердить реальность сделки). Третий экземпляр предназначен для перевозчика. Что касается товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т, то она здесь не нужна. Если груз перевозится в контейнере, то полагается составить еще и сопроводительную ведомость. Она также пригодится при проверке, если налоговики станут подозревать фиктивный характер поставки. Документы по купле-продаже — это накладные по форме № ТОРГ-12 и собственно договор. При его составлении поставщику нужно учесть один важный нюанс. Если момент перехода права собственности не обозначен, то по общему правилу он совпадает с передачей груза перевозчику (п. 1 ст. 224 ГК РФ). Выходит, что оплачивая доставку из своих средств, поставщик финансирует транспортировку чужого имущества. Чиновники разрешают учесть такие суммы в расходах, только если перевозка включена в стоимость товара, либо если покупатель компенсировал ее продавцу (письмо Минфина России от 19.03.07 № 03-03-06/1/157). Поэтому лучше оговорить, что право собственности на товар переходит к покупателю при получении им груза от перевозчика. Вариант второй: доставку организует покупатель с привлечением стороннего перевозчикаПервичные документы будут такими же, как и в ситуации, когда доставку оплачивает поставщик. Для перевозки это транспортные накладные, и при необходимости, сопроводительная ведомость. Для купли-продажи — накладные по форме № ТОРГ-12 и договор. Разница лишь в том, что оформлять эти документы будут другие лица. Так, поставщик выписывает лишь накладную по форме № ТОРГ-12, ведь его обязанности исчерпываются подготовкой товара к выборке и извещением об этом покупателя (п. 1 ст. 458 ГК РФ). А значит, поставщик не является стороной договора перевозки, то есть грузоотправителем. Эта роль достается покупателю, поскольку право собственности на товар к нему перешло в момент, когда поставщик предоставил груз перевозчику (п. 1 ст. 223 и п. 2 ст. 458 ГК РФ). Кроме того, покупатель выступает в роли грузополучателя. Соответственно, именно на нем лежит обязанность по оформлению товарно-транспортной накладной. Вариант третий: товар доставляет поставщик собственными силамиТранспортная накладная тут будет не нужна, ведь в процессе доставки участвуют только поставщик и покупатель, и не участвует третья сторона — перевозчик. Однако возникает вопрос: должен ли поставщик оформить товарно-транспортную накладную? Однозначного ответа нет. Существуют две противоположные точки зрения. Согласно первой, должен, потому что об этом прямо говорится в пункте 2 инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Хотя этот документ утвержден без малого 30 лет назад, он до сих пор действует**. Согласно второй точке зрения, у поставщика нет необходимости составлять накладную по форме № 1-Т, ведь транспортировка груза в данном случае — это внутренняя операция продавца. При подобных обстоятельствах вполне достаточно заполнить товарную накладную по форме № ТОРГ-12, а стоимость доставки либо включить в цену товара, либо зафиксировать в акте оказанных услуг. В арбитражной практике можно найти примеры, когда судьи подтверждали: без товарно-транспортной накладной покупатель не сможет принять вычет НДС и отразить расходы (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.04.11 № А19-13189/10). Но есть и обратные примеры, когда суды признали, что накладная по форме№ 1-Т не обязательна для вычета и расходов (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.12.10 № А27-11151/2010, ФАС Московского округа от 20.09.10 № КА-А40/10952-10). Несмотря на наличие положительной практики, во избежание конфликтов с ревизорами налогоплательщикам лучше создать товарно-транспортные накладные. Кроме того, поставщику необходимо ответить еще на один важный вопрос: можно ли считать доставку частью сделки купли-продажи? Или надо оформить второй договор на оказание услуг по перевозке? Мы считаем, что никаких дополнительных соглашений не нужно. Во-первых, Гражданский кодекс допускает заключение «смешанных» сделок, где присутствуют элементы разных договоров (в нашем случае купли-продажи и доставки). Во-вторых, если на территории продавца введена «вмененка» в отношении перевозок грузов, и на балансе продавца не более 20 машин, то в случае отдельного договора ему, скорее всего, придется заплатить ЕНВД. Если же рассматривать транспортировку не отдельно, а в рамках торговой деятельности, то «вмененного» налога удастся избежать. Вариант четвертый: товар доставляет покупатель собственными силами (самовывоз)Формально данный вариант мало чем отличается от ситуации, когда продукцию привозит поставщик без привлечения стороннего перевозчика. Здесь также не требуется транспортная накладная, утвержденная комментируемыми Правилами перевозок. Но есть одно отличие, и связано оно с накладной по форме № 1-Т. Тут (в отличие от случая с доставкой поставщиком) присутствует полная ясность. В конце прошлого года Высший арбитражный суд поставил точку в спорах и признал, что в случае самовывоза клиенту нет нужды оформлять форму № 1-Т. Отсутствие товарно-транспортной накладной не лишает покупателя права на вычет НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.10 № 8835/10). Аналогичную позицию изложил и Минфин России в письме от 31.01.11 № 03-03-06/1/42. Чиновники сообщили, что для учета расходов на покупку товара покупателю вполне достаточно товарной накладной по форме № ТОРГ-12. От себя добавим: если для предприятия все же удобнее оформлять товарно-транспортную накладную по форме № 1-Т, такой способ тоже будет правильным. Вариант пятый: товар доставляется транзитом от поставщика клиенту, минуя оптового перекупщикаСлучается, что по документам оптовая компания закупает у поставщика товар и продает своему покупателю. Но фактически специализированный перевозчик доставляет груз напрямую от продавца конечным потребителям, минуя склад оптовика. Какие документы нужно заполнить? Купля-продажа товара будет зафиксирована в двух накладных по форме № ТОРГ-12: в первой оптовик указан в качестве покупателя, во второй — в качестве продавца. С документами на доставку дело обстоит следующим образом. Оптовик становится владельцем товара после подписания соответствующей накладной ТОРГ-12. С этого момента груз хотя и находится на складе поставщика, но уже принадлежит оптовику. Поэтому при оформлении транспортной накладной (напомним, ее бланк приведен в комментируемых Правилах перевозок; бланк и Правила можно скачать здесь), грузоотправителем станет оптовик, а грузополучателем — конечный потребитель. Существует мнение, что в роли грузоотправителя нужно указать поставщика, в роли грузополучателя — оптовика, а затем оформить переадресовку на конечного потребителя. Мы считаем, что такой способ малопригоден на практике. Действительно, в новых Правилах перевозок грузов предусмотрена переадресовка. Но к ней можно прибегать только в случаях, когда изначально заявленный грузополучатель по каким-то причинам оказался не в состоянии принять товар. Но при транзитной доставке заведомо известно, что оптовик не станет получать груз. При таких обстоятельствах перевозчик вряд ли согласится на подобную хитрость. Какими документами можно подтвердить расходы на перевозку
* В бланке транспортной накладной предусмотрена лишь так называемая объявленная стоимость, но она указывается только в случае, когда груз считается ценным. ** Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.83. | |||||||||||||||||||||||
Просмотров: 1428 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0 | |