Устная договоренность о видах техники, арендуемой по договору, не делает его формальным Между ООО «Р» (арендатор) и ООО «Т» (арендодатель) заключен договор аренды транспортного средства с экипажем (автопогрузчик, автокран, экскаватор и другие). В подтверждение правомерности налоговых вычетов представлены счета-фактуры, журналы учета счетов-фактур, договоры, первичные документы, подтверждающие оприходование товара, товарно-транспортные накладные, регистры, оборотно-сальдовые ведомости, книги покупок и продаж, акты приема-передачи основных средств, акты сдачи-приемки выполненных работ и затрат КС-3, паспорта транспортного средства, самоходной машины и других видов транспорта.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав, что в договоре аренды не указаны названия транспортных средств, а у контрагентов отсутствует необходимое имущество (транспортные средства).

Суды трех инстанций (дело № А12-2229/2016) отменили решение инспекции, установив, что транспортные средства арендовались для выполнения определенной работы – устройство бетонного основания, что подтверждено представленными документами. При этом транспортные средства передавались по устным заявкам в зависимости от потребностей арендатора.

Суды (постановление кассации Ф06-14106/2016 от 18.11.2016) также пояснили, что действующее законодательство не обязывает арендодателя предоставлять в аренду только собственные транспортные средства и не связывает право арендатора на применение вычета с наличием у арендодателя права собственности на переданные в аренду транспортные средства. Транспортные средства могли находится у арендодателя ином на законном основании, например на праве аренды, безвозмездного пользования, в лизинге.