Минэкономразвития предложило ограничить возврат интернет-покупок Минэкономразвития предложило запретить потребителям возвращать бытовую технику, косметику и многие другие товары, купленные через интернет. Цель инициативы — создать равные условия для традиционных и онлайн-магазинов.

Минэкономразвития предложило ограничить возврат дистанционно проданных товаров, следует из документа, опубликованного на портале раскрытия regulation.gov.ru 5 декабря. Документ предполагает внесение поправок в закон «О защите прав потребителей» и должен вступить в силу со дня опубликования.

Запрет на возврат будет распространяться на продукты из перечня товаров длительного пользования и списка непродовольственных товаров надлежащего качества, указывается в пояснительной записке к проекту. В эти списки в том числе входят ювелирные изделия, косметика, текстильные и швейные изделия, бытовая химия, мебель, книги, электроприборы.

Введение запрета необходимо для того, чтобы создать одинаковые условия для онлайн-ретейла и традиционной торговли, поясняет министерство. Кроме того, «это существенно упростит и ускорит товарооборот, будет способствовать развитию конкурентной среды ‎и улучшению делового климата», подчеркивается в пояснении к инициативе.

По закону потребитель вправе обменять непродовольственный товар на аналогичный в течение 14 дней, если он не был в употреблении, а его вид и свойства сохранены, и имеется чек. Исключением являются предметы из перечня товаров, не подлежащих обмену и возврату, в которые и входят книги, косметика, мебель и многое другое.

Сейчас при покупке на сайте «М.Видео» потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи или в течение 14 дней после получения, рассказывает представитель компании. Ozon принимает товары надлежащего качества всех категорий в установленные законом сроки при условии сохранения их товарного вида, говорит директор юридического департамента онлайн-ретейлера Надежда Белова.

У онлайн- и офлайн-торговли должно быть единое законодательное регулирование, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, входят «М.Видео», «Эльдорадо», «Детский мир», а также Kupivip и еще около 30 онлайн-магазинов) Алексей Федоров. Ограничение на возврат в одних случаях может объясняться гигиеническими нормами и требованиями, а в других — невозможностью продавца гарантировать сохранность и качество бывшего в употреблении товара при повторной продаже, замечает Федоров.

Сокращение типов товаров, которые вправе вернуть потребитель, может негативно отразиться на доверии потребителя к интернет-магазинам, не соглашается Белова. Процедура возврата должна быть простая и без ограничений, при этом для исключения злоупотреблений необходимо уточнить характеристики «товарного вида», а также ввести специальную норму сроков удовлетворения требований потребителей — они должны исчисляться с момента получения продавцом товара, считает она.

Рынок интернет-коммерции вырос на 27%, до 202 млрд руб., в третьем квартале 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, следует из данных Data Insight. В целом за 2016 год рынок составит около 800 млрд руб. — на 24% больше, чем в прошлом году, прогнозирует Data Insight.