Госдума дала ход законопроекту о «ремонтном» ОСАГО Комитет Госдумы по финрынку рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о натуральном возмещении в ОСАГО на заседании 14 декабря, сообщает ТАСС.

При этом председатель комитета Анатолий Аксаков уточнил, что законопроект не будет рассмотрен Госдумой по ускоренной процедуре. «Были просьбы о том, чтобы установить короткий срок рассмотрения, чтобы он вступил в действие с 1 января 2017 года», — цитирует Аксакова портал korins.ru. 

На скорейшем рассмотрении закона настаивал Центробанк и страховщики: реформа, вводящая в ОСАГО ремонт машины вместо денежной выплаты, призвана побороть растущую убыточность ОСАГО в ряде регионов, искусственно спровоцированную автопосредниками, которые взыскивают с компаний по суду завышенные суммы возмещения. 

«У нас есть существенная проблема в 26 регионах, где продавать ОСАГО крайне невыгодно, — объяснил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин в интервью телеканалу «Россия-24». — Страховщики, которые продают там полисы, работают себе в убыток и покрывают его за счет прибыли из других регионов. Но делать это становится все сложнее и сложнее». 

С 1 января 2017 года проблема усугубится введением обязательных продаж электронных полисов ОСАГО, уточняет он — тогда проблема автопосредников из убыточных регионов встанет «в полный рост». Именно поэтому для рынка было важно «синхронное» вступление в силу реформы выплат, но отказ от процедуры ускоренного рассмотрения предполагает, что перед вторым чтением на поправки может уйти еще месяц. 

Впрочем, в ЦБ считают, что шансы на ускорение закона еще есть. «Для нас принципиально важно принять этот закон до конца года. Мы понимаем, что находимся по срокам в очень жестком лимите. Я считаю, что не потеряны шансы, если мы его все вместе доработаем, чтобы он в принципе был принят в осеннюю сессию, то есть до конца текущего года», — заявил зампред ЦБ, отметив, что технически это еще возможно.

«Ремонтный» законопроект, внесенный депутатом Михаилом Емельяновым, профильный комитет рассматривал на заседании 6 декабря, но не стал рекомендовать к принятию, так как ряд депутатов посчитали его «сырым». 

Ко второму чтению закон будет существенно доработан Центробанком и Минфином, заверил Чистюхин. Во-первых, будут перечислены случаи, когда потребитель имеет право на выплату деньгами (например, машина после аварии не подлежит восстановлению или предлагаемый страховщиком сервис не отвечает стандартам качества). Второй момент — страховая компания несет ответственность за качество ремонта. И третье — у ЦБ должно быть право лишать страховую компанию права натурального возмещения, если она делает ремонт с нарушениями, отметил Чистюхин. 

Если законопроект пройдет первое чтение 14 декабря, он может быть принят со всеми поправками в течение I квартала 2017 года, а вступить в силу — весной или летом, полагает генеральный директор СК «МАКС» Надежда Мартьянова.

«Этот вариант лучше, чем если бы закон отложили до весенней сессии — тогда он заработал бы не раньше 1 января 2018 года, — говорит она. — Компании, которые имеют «запас прочности» в виде других, менее убыточных видов страхования, могут еще какое-то время покрывать убытки от ОСАГО». Запаса прочности может хватить максимум на полгода, за которые как раз станет понятно влияние на убыточность электронного полиса, оценивает она. 

«Ингосстраху» стабильное финансовое положение позволяет перетерпеть до весны, говорит директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. «Дальше нужно будет решать вопрос со сдачей лицензии», — считает он. 

Вал убыточности ОСАГО обрушится на рынок уже весной, комментирует официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. Это может привести к двум трендам — уходу слабых игроков, за который придется платить Российскому союзу автостраховщиков, а в конечном счете — всему рынку, а также к осознанному и добровольному отказу компаний от конкретного вида страхования на условиях, установленных законодательством. 

Альтернативой натуральному возмещению может быть только повышение тарифа ОСАГО, отметил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. «Мы против него, поскольку это станет лишь дополнительной подпиткой автоюристов», — считает он. Важным преимуществом ремонта перед денежной выплатой для водителя является то, что натуральная выплата проводится без учета износа автомобиля, указывает он. «Денежная выплата рассчитывается по закону об ОСАГО с учетом износа деталей и узлов», — напоминает Юргенс.